Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи у детей с ОНР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2017 | Страниц: 28

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения звуковой стороны речи детей с общим недоразвитием речи

1.1. Понятие общего недоразвития речи

1.2. Звуковая сторона речи и ее особенности у детей с общим недоразвитием речи

ГЛАВА 2. Развитие звуковой стороны речи у детей общим недоразвитием речи посредством дидактической игры

2.1. Сущность и основные функции дидактической игры

2.2. Методика использования дидактических игр для развития звуковой стороны речи у детей с ОНР

2.3. Анализ педагогического опыта по развитию звуковой стороны речи у детей с ОНР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире возможность познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, поведение, а следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения людьми и накладывает тяжелый отпечаток на характер.

В наше время отмечается увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Недостатки звуковой стороны речи и психомоторики неблагополучно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а, впоследствии, неуспеваемость в школе. Вопрос коррекции речевых нарушений у дошкольников встает с каждым годом все острее. Это связано с ухудшением экологического состояния природы, качества продуктов питания и другими причинами.

Генетические факторы также являются одной из причин возникновения речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, возникающие под влиянием даже не значительных неблагоприятных внешних признаках.

Проблемой развития речевой деятельности занимались многие выдающиеся ученые. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский – основоположник методики первоначального обучения детей родному слову. Идеи К. Д. Ушинского отразились в работах Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой. Большой вклад в изучении вопросов развития речи внесли Н. К. Крупская, Е.А. Флерина. При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими. В настоящее время вопросы ОНР освещены в учебных пособиях «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой и др.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети и взрослые стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. В дошкольном возрасте происходит интенсивное умственное развитие: он овладевает речью, знакомиться с богатством звукового и лексического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой и фонематической, или звуковой стороной. Дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора действенных средств и методов обучения. Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Дидактическая игра – незаменимое средство обучения детей в преодолении различных затруднений в речи. Актуальность темы в том, что дидактические игры и игровые упражнения дают возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно.

Объект исследования: развитие звуковой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: изучить влияние дидактических игр на развитие звуковой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать общее недоразвитие речи и звуковую сторону речи.

2. Определить особенности звуковой стороны речи детей 4-5 лет с ОНР.

3. Изучить виды и структуру дидактической игры.

5. Проанализировать опыт применения дидактических игр в развитии звуковой стороны речи детей с ОНР.

Гипотеза исследования: предполагается, что активное использование дидактических игр в педагогическом процессе будет способствовать развитию звуковой стороны речи детей с ОНР.

Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.

1. Басосова, Н.А. Последовательность развития фонематического слуха [Текст] / Н.А. Басосова, А.П. Мешкова // Сборник научных трудов Sworld. – 2012. – Т. 17. – № 1. – С. 59-62.

2. Бевза, Я. Фонематический слух, и почему это важно? Упражнения для развития фонематического слуха [Электронный ресурс] [Текст] / Я. Бевза // http://sakhsolmir.ru/

3. Белоус, Е. Н. К проблеме структуры фонематического слуха [Текст] / Е.Н. Белоус // Образование и наука. – 2009. – Т. 67. – № 10. – С. 122-128.

4. Беляковская, Н.Н. Учим ребенка говорить правильно: Здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н.Н. Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова – М.: Сфера, 2009. – 98 с.

5. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ [Текст] / Л.Р. Болотина. – М.: Айрис пресс, 2006. – 361 с.

6. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н.С. Варенцова. – М.: Глобус, 2007. – 352 с.

7. Вахрушева, Л.Н. Методы выявления познавательных интересов у детей [Текст] / Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 12-16.

8. Волошкина, М.И. Дидактические игры как средство подготовки к школе [Текст] / М.И. Волошкина. – М.: Начальная школа, 2012. – 160 с.

9. Голицын, В. Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Волошкина // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 24-28.

10. Денисова, О. П. Психология и педагогика [Текст] / О.П. Денисова. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 240 с.

11. Кнепман, Н.В. Фонематическое восприятие – узловое образование коррекции речи у дошкольников [Текст] / Н.В. Кнепман // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 25. – С. 54-75.

12. Лебедева, О.С. Значение фонематического восприятия для развития речевой функции у детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Лебедева // Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года. – 2012. – № 1. – С. 138-143.

13. Лепская, Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников [Текст] / Н.И. Лепская. – М.: РАО, 2009. – 138 с.

14. Лизунова, Л. Игра, как средство познавательного развития [Электронный ресурс] / Л. Лизунова. – Режим доступа: http://www.maam.ru/. – Загл. с экрана

15. Невская, В.П. Речевые игры и упражнения: Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / В.П. Невская. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

16. Сальникова, А. Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/. – Загл. с экрана.

17. Стальненко, М.В. Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» / М.В. Стальненко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/. – Загл. с экрана.

18. Степашкина Т. Использование дидактической игры как средства познавательной активности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/. – Загл. с экрана.

19. Стукаленко, Н. М. О проблеме формирования познавательного интереса обучающихся [Текст] / Н.М. Стукаленко, М.В. Вачугова // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 90-91.

20. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 227 с.

21. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Питер, 2007. – 325 с.

22. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2008. – 216 с.

23. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст] / Т.В. Туманова. – М.: Гном-пресс, 2007. – 241 с.

24. Якименко, М.А. Развитие фонематического слуха дошкольников [Текст] / М.А. Якименко // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – №12. – С. 45.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское