ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
1.1 Характеристика Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России
1.2 Свободное развитие личности в условиях демократического общества
- ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД
2.1 Опытная работа по диагностике уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
2.2 Констатирующий этап
2.3 Формирующий этап
2.4 Контрольный этап
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А
Приложение Б. 41
Приложение В.. 44
В со временном мире, где бол ьшинство людей ориентируется на материальные блага и удовлетворение сво их по требностей, акт уальность ис следования концепции духовно-нравственного во спитания и раз вития личности граждан ина России является не оспоримой.
Духовно-нравственное во спитание – это про цесс, кот орый на правлен на форм ирование у личности вы соких моральных качеств, так их как справедливость, тол ерантность, уважение к прав ам и сво бодам друг их людей, от ветственность за сво и по ступки и при нятие верных решений.
Одним из основ ных при нципов духовно-нравственного во спитания является уважение к на циональным традициям и культ уре, а так же форм ирование у граждан ина России глубокого патриотизма и чувства граждан ской от ветственности.
Важным аспектом реализации концепции духовно-нравственного во спитания и раз вития личности граждан ина России является со вершенствование сис темы об разования и по вышение квал ификации педагогических кадр ов. Кроме того, не обходимо со здание усл овий для раз вития культ урного и духовного по тенциала граждан России, на пример, путем орган изации культ урных мер оприятий, фестивалей и конкурсов.
В целом, духовно-нравственное во спитание и раз витие личности граждан ина России является одним из важн ейших аспектов со временной со циальной и по литической жизни России. Реализация дан ной концепции мож ет способ ствовать форм ированию гармоничной и со циально от ветственной личности, что в сво ю очередь окажет по ложительное влияние на вес ь об щественный про цесс.
Предмет ис следования – акт уальность и про цесс реализации Концепции духовно-нравственного во спитания и раз вития личности граждан ина России.
Объект ис следования - Концепция духовно-нравственного во спитания и раз вития личности граждан ина России.
Цель раб оты – ис следовать особ енности Концепции духовно-нравственного во спитания и раз вития личности граждан ина России и пути ее реализации.
Задачи раб оты:
- из учить характер истику Концепция духовно-нравственного во спитания и раз вития личности граждан ина России;
- ис следовать особ енности сво бодного раз вития личности в усл овиях де мократического об щества;
- про анализировать прак тика духовно-нравственного раз вития младших школьников по средством этических бес ед.
Работа со стоит из введ ения, двух глав, за ключения и списка ис пользованных ис точников.
1. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
1.1 Характеристика Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России
Для того, чтобы пер еходить к рас крытию со держания концепции духовно-нравственного во спитания, рас смотрим по нятие духовно-нравственного во спитания.
Под ним по нимают духовно-нравственное раз витие чело века, форм ирование у не го раз личных духовных цен ностей, чувств, так их как, на пример, моральная от ветственность, уверенность в за втрашнем дне, от ветственность, граждан ский дух, пре данность сво ему на роду; духовных вну тренних качеств, к кот орым от носятся: до брота, мягкость, благодушие, без отказность, со страдание, гуманность, от зывчивость и др.; нравственных установок и взглядов, кот орые включают в себя: сам опожертвование, про явление до бра или зла, про явление любви к сво ему госуд арству, готовности к решению любых жизненных про блем и не удач; нравственных по ступков и характер а, к кот орым от носятся: от ветственность, за щита за сво й край, за бота о сво ей Родине, по явление духовного со знания от ветственности за все со вершенные по ступки и де йствия, за конопослушание и др.[1]
Эти качества, чувства и цен ности личности не обходимо форм ировать, при обретать и ис пользовать во все х сфер ах на шей жизни. Вышеперечисленные качества ис пользуют не все , но при этом они одобряются бол ьшинством людей. Каждая личность по -раз ному форм ирует у себя эти цен ности, на при обретение кот орых влияют люди, кот орые об ычно ее окружают, а так же ее сис тема взглядов на жизнь. Например, в на ше врем я очень час тое и рас пространенное явление-это благотворительность. Многие, не про ходящие мимо люди, час то по могают друг им нуждающимся людям. Некоторые со вершают так ие по ступки не на показ, а от чистого сердца и с благими на мерениями.
Содержание духовно-нравственного во спитания и раз вития личности со ставляют базовые на циональные цен ности, кот орые форм ируют традиции каждого на рода и пер едают их от одно го по коления к друг ому. К базовым на циональным цен ностям от носятся: граждан ский дух, об щность инт ересов, граждан ская по зиция, сфер ы жизни чело века: семья, госуд арство, труд и творчество, на учные до стижения, традиции и религии, про изведения ис кусства и литературы, окружающая сред а, чело веческое об щество в целом и др. Базовые на циональные цен ности за кладываются и форм ируются еще в школе. На пер вом этапе личность учится сначала раз личать по нятия «до бро» и «зло », в дальнейшем она ста лкивается с друг ими взглядами и, анализируя уже их, форм ирует сво и со бственные при нципы и взгляды[2].
В за кладывании этих сам ых цен ностей акт ивно уча ствует учитель, так как он по дает тот или ино й при мер младшим школьникам, и от этого при мера за висит, какие нравственные цен ности сформируются у них. Именно они являются ис точником духовно-нравственного раз вития и во спитания уча щихся и определяют их взаимодействие в любой школьной жизни и де ятельности.
Совокупность базовых на циональных цен ностей пре дставляет со бой об ъединение все х на ций, на родов на основ е граждан ского един ства, сходных цен ностей и целей, в числе кот орых лежит, на пример, нравственное во спитание и раз витие личности школьника[3].
Каждая на ция им еет сво и ис торические, со циальные, культ урные, религиозные, семей ные и друг ие цен ности. С по мощью про цесса пер едачи этих традиций осуществляется взаимодействие и раз витие на ций, об ретающих взаимную по ддержку, хорошие связи и по мощь в лиц е друг друг а. Важно осуществить об щую до говоренность и взаимную по ддержку, пер едачу цен ностей и традиций между на циями, что по может упрочнить их связи и решить раз личные за дачи, в со став кот орых входят за дачи духовно-нравственного во спитания и раз вития уча щихся. Базовые на циональные цен ности во зникают в про цессе на циональной и этнической жизни каждого на рода. Нации взаимодействуют друг с друг ом и не произвольно пер едают и при обретают те или иные цен ности.
При освоении этических норм и прав ил, личность ис пользует сам ые раз личные от ношения с со циумом, сво и и традиционные жизненные установки, учитывая кот орые, у не е раз вивается уровень осознанности и от ношений с об ществом. Базовые на циональные цен ности со держатся во все х вид ах учебной вне учебной де ятельности и целиком и по лностью определяют духовно-нравственное во спитание и раз витие личности уча щегося как граждан ина России[4].