Введение
Глава 1. Теоретические основы регионального компонента в обучении истории
1.1. Сущность регионального компонента в обучении
1.2. Нормативно-правовые основы регионального компонента в обучении истории
1.3. Реализация регионального компонента в изучении истории: отбор материала, формы обучения
Глава 2. Методическая разработка школьного урока в рамках регионального компонента по теме «Первые поселения на территории Маслянинского района»
2.1. Вариант урока по теме «Первые поселения на территории Маслянинского района»
2.2. Дидактический и картографический материал к уроку «Первые поселения на территории Маслянинского района»
Заключение
Список литературы
Сегодня в педагогической науке и практике сохраняют свою актуальность ряд проблем, такие как:
- отражение оптимального баланса между многоуровневыми значениями в нормативной базе и содержанием школьного образования на федеральном и региональном уровнях, создавая потенциал для обеспечения многокультурной самоидентификации личности учащегося;
- научное обоснование и обобщение концепций регионализации школьного образования в конкретных условиях субъектов Российской Федерации различных типов в многонациональном государстве на теоретико-методологическом уровне;
- ценностно-смысловая и целевая вариативность концепций общего исторического образования, создающая определенные препятствия на пути развития единого образовательного пространства страны, сохранения как интеллектуальной целостности, так и идентичности .
Вопросы регионализации общего и общего исторического образования исследовали Л.H. Боголюбов, Е.Е. Вяземский, Ф.С. Кузнецова, М.Н. Кузьмин, B.C. Леднев, М.В. Рыжаков, О.Ю. Стрелова и др. В работах этих ученых вопросы структуры и содержания исторического образования рассматривались в аспектах сохранения единого образовательного пространства РФ, сопряжения целевых установок и ценностных ориентаций федерального и регионального компонентов. Несмотря на многообразие подходов к пониманию принципов моделирования целей, задач, структуры и содержания регионального компонента исторического образования, особое место занимает концепция общего исторического образования, призванного обеспечить многокультурную самоидентификацию личности школьника.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между целью исторического образования на федеральном уровне, заключающейся в формировании национальной идентичности школьников, и целями исторического образования на региональном уровне, ориентированными исключительно на сохранение или этнокультурного, или регионального самосознания школьников.
Проблема исследования заключается в выявлении теоретических, научно-методических и организационно-методических подходов к регионализации общего исторического образования.
Цель работы – изучить региональный компонент в обучении истории и разработать урок в рамках регионального компонента по теме «Первые поселения на территории Маслянинского района».
Объект исследования – региональный компонент в обучении истории.
Предмет исследования – особенности применение регионального компонента в школьном историческом образовании.
Задачи:
- изучить сущность регионального компонента в обучении;
- проанализировать нормативно-правовые основы регионального компонента в обучении истории;
- охарактеризовать реализацию регионального компонента в изучении истории;
- разработать школьный урок в рамках регионального компонента по теме «Первые поселения на территории Маслянинского района».
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов и программ по истории; моделирование (разработка содержания урока).
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – № 9.
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская газета. – 2013. – № 285, 18.12.2013.
4. Асмолов А.Г. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования в социокультурной модернизации России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://identity2010.ru
5. Библиотека сибирского краеведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bsk.nios.ru/content/toponimika-i-smyslovye-znacheniya-nekotoryh-geograficheskih-nazvaniy-novosibirskoy-oblasti
6. Бравина М.А. Преподаване истории как средство формирования региональной идентичности // Методист. 2013. – № 7. – С. 47-49.
7. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: учебное пособие. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004. – 99 с.
8. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования. – М.: Просвещение, 2008. –175 с.
9. Гашков С.Н. Развитие регионального подхода в образовании // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – Т. 4. – № 35-3. – С. 136-138.
10. Греханкина Л.Ф. От регионального компонента содержания – к регионализации образования // Мир образования – образование в мире. – 2003. – № 1. – С. 89-94.
11. Груздова О.С. Краеведение в школе как компонент исторического образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2015. – №4. – С. 133-138.
12. Закирова И.А. Региональный компонент регионального образования в высшей технической школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Казань, 1998. – 22 с.
13. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gimnasiya-evrika.ru/file/56.doc
14. Камардина Н.В. Изучение региональной истории как способ социализации личности // Проблемы современной науки. – 2016. – № 24. – С. 73-80.
15. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html#histcult
16. Костыря А.В. Роль регионального компонента исторического содержания в средовой адаптации и формировании толерантности у учащихся и студентов // Человек в истории. – 2013. – С. 59-67.
17. Кузнецов В.М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) // Преподавание истории в школе. – 2016. – №7. – С. 13-19.
18. Лукина С.В. Региональный компонент исторического образования с учетом Федерального государственного образовательного стандарта // Научный руководитель. – 2016. – № 2 (апрель). – С. 13-19.
19. Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан: теория и практика. – Махачкала: изд-во НИИ педагогики, 2003. – 384 с.
20. Мухтарова Ш.М., Абдрашева Б.Ж., Нурланова С.С. Регионализация образования как социально-педагогическая проблема // Вестник современной науки. – 2015. – № 9-2 (9). – С. 58-63.
21. Поляков С.Д. История, опрокинутая в будущее // Школьное обозрение. – 2000. – № 1. – С. 102.
22. Сагиндыков Е.Н. Этнокультурное образование: общие и региональные проблемы // Саясат. – 1996. – № 11. – С. 45-50.
23. Салихов А.В. Педагогические основы разработки и внедрения НРК государственных стандартов общего среднего образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.000.01. – М., 1998. – 42 с.
24. Святченко И.В., Алексеева Л.В. Региональная история в системе школьного исторического образования // Мир науки. – 2016. – Т. 4. – № 6. – С. 19.
25. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. – Хабаровск, 2011. – С. 38.
26. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские; школы русскими // Собр.соч. в 6 т. Т. 2. – М., 1968. – С. 358-364.