ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития совместной деятельности педагога и детей
1.1. Сущность и характеристика совместной деятельности педагога и детей
1.2. Совместная деятельность педагога и детей в условиях ФГОС
1.3. Характеристика совместной деятельности детей с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. Лего-констукторы для детей дошкольного возраста, как средство формирования совместной деятельности
2.1. История создания Лего-конструкторов
2.2. Разновидности конструктора Лего
2.3. Особенности овладения конструктивной деятельностью детьми с общим недоразвитием речи
2.4. Развитие совместной деятельности педагога и детей в процессе Лего-конструирования
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальное исследование формирования совместной деятельности детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования
3.1. Констатирующий этап эксперимента
3.2. Формирующий этап эксперимента
3.3. Контрольный этап эксперимента
3.4. Анализ результатов экспериментальной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми с нарушениями речи наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании. ЛЕГО технологии незаменимое средство в развитии мелкой моторики. Тренировка пальцев оказывает мощное воздействие на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, на ее работоспособность, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО технологий является незаменимым средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень).
Отечественными психологами и педагогами (Н.Д. Соколова, Г.В. Косова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева и др.) доказано, что дети, имеющие речевые отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными авторами, практически отсутствуют методики, позволяющие применять ЛЕГО технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: совместная деятельность педагога и детей с общим недоразвитием речи II уровня.
Предмет исследования: лего-конструирование как средство развития совместной деятельности педагога и детей с общим недоразвитием речи II уровня.
Цель исследования: определить возможности лего-конструирования, как средства формирования совместной деятельности педагога и детей с общим недоразвитием речи II уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности совместной деятельности педагога и детей.
2. Узнать историю создания и разновидности Лего-конструкторов.
3. Проанализировать особенности овладения конструктивной деятельностью детьми в дошкольный период.
4. Организовать и провести исследование, направленное на изучение влияния лего-конструирования на развитие совместной деятельности педагога и детей с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что активное использование лего-конструирования в педагогическом процессе будет способствовать формированию совместной деятельности детей с общим недоразвитием речи (II уровень).
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; педагогический эксперимент.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 315».
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»
2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 48-50.
3. Душебаева, Л. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста / Л. Душебаева // Вестник ТОГИРРО. – 2016. – № 1. – С. 123-129.
4. Злаказов, А. С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 164 с.
5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. ИПЦ «Маска», 2013. – 100 с.
6. Комарова, Л. Г. Строим из лего / Л.Г. Комарова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 184 с.
7. Концепция поэтапного формирования умственных действий // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Просвещение. 1983. – 446 с.
8. Кузнецова, А.А. Лего в детском саду / А.А. Кузнецова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/? page_id=390
9. Кушниренко, Н. Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников / Н. Кушниренко // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6-0. – С. 542.
10. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 2007. – 299 с.
11. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов дефектологов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 104с.
12. Максаева, Ю. А. Лего-конструирование как фактор развития одаренности / Ю.А. Максаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf
13. Мамрова, В. Н. Лего-конструирование в детском саду: Методическое пособие / В.Н. Мамрова. – Челябинск, 2014. – 27 с.
14. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00475.htm
15. Моляко, В. А. Психология конструкторской деятельности / В.А. Моляко. – М.: Просвещение. 1983. – 37 с.
16. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 98 с.
17. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л.А. Парамонова. – М.: Карапуз, 2012. – 154 с.
18. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: Лекции 1-4 / Л.А. Парамонова. – М.: Педагог. Ун-т «Первое сентября», 2008. – 54 с.
19. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2002. – 284 с.
20. Психическое развитие ребенка и его нарушения // кн. 365 дней и ночей из жизни ребенка. - М.: Педагогика-Пресс. 1995. – 284 с.
21. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина,. – М.: Владос 1995. – 291 с.
22. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. – М.: Сфера, 2011. – 243 с.