Введение
Глава 1. Проблема социализации в психологических исследованиях
1.1 Понятие и психологическая сущность социализации
1.2 Факторы социализации
1.3 Семья как фактор социализации
Глава 2. Особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей как предмет психологического исследования
2.1 Особенности развития личности в дошкольном возрасте
2.2 Исследования по проблеме социализации дошкольников из полных семей
2.3 Исследования по проблеме социализации дошкольников из неполных семей
Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей социализации дошкольников из полных и неполных семей
3.1 Организация исследования
3.2 Методики исследования
3.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования проблемы социализации дошкольников из полных и неполных семей обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, дошкольный возраст является крайне значимым периодом с точки зрения социализации ребенка. В это время ребенок начинает ходить в детский сад. Из узкого круга семьи он попадает в пространство социальных отношений, что делает процессы социализации более интенсивными. Важно учитывать, что это первый опыт, качество которого может оказать существенное влияние на результаты социализации. Это обуславливает интерес к условиям и факторам, оказывающим влияние на процессы социализации ребенка дошкольного возраста, в частности, влияния семьи.
При этом современная семья проживает период изменения, преобразования. В частности, сегодня существенно возросло количество неполных семей. Согласно официальной статистике, в неполных семьях воспитывается до 30% современных детей, в то же время необходимо учитывать, что эти данные лишь частично отражают действительную картину и реальные цифра могут быть в 1,5 – 2 раза выше. Возникает вопрос относительно специфики социализации детей в зависимости от состава семьи, полная она или нет.
Как показывает анализ литературы, данная проблема рассмотрена весьма подробно. Так, психолого-педагогические аспекты функционирования полных и неполных семей рассмотрены в работах Л.В. Мардахаева, С.К. Нартовой-Бочавер, М.И. Несмеяновой, Ю.Ф. Олещук и др., вопросы личностного развития и социализации детей из полных и неполных семей представлены в работах Дж. Валлерштейна, Л. Анзорга, А.И. Захарова, И.С. Кона, Е.О. Смирновой и др. В тоже время, следует отметить противоречивость имеющихся сегодня данных по особенностям и проблемам социализации детей в зависимости от состава семьи. Это и обуславливает актуальность нашей работы.
Объект: процесс социализации.
Предмет: психологические особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей.
Гипотеза: существует специфика социализации у детей из полных и неполных семей, что проявляется в следующих показателях социализации:
- В успешности построения отношений в группе, что находит отражение в социометрическом статусе.
- Навыках взаимодействия в общении и совместной деятельности.
- Освоении моральных норм.
Цель: исследовать психологические особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие социализации.
2. Охарактеризовать факторы социализации.
3. Рассмотреть особенности развития личности в дошкольном возрасте.
4. Проанализировать исследования по проблеме социализации дошкольников из полных и неполных семей.
5. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей социализации дошкольников из полных и неполных семей.
Методики:
- Социометрия;
- Методика «Диагностика уровня сформированности игровых навыков»;
- Методика «Изучение коммуникативных умений» предназначена для изучения коммуникативных умений детей.
- Методика «Подели игрушки» предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.
Работа включает введение, две теоретические и одну практическую главы, заключение, список литературы и приложения.
1.1 Понятие и психологическая сущность социализации
Проблема социализации человека привлекает внимание представителей разных наук, в частности, социологии, культурологии, психологии, педагогики и так далее, что отражает сложность, многоаспектность данного явления.
Собственно понятие социализации было введено Ф.Г. Гиддингсом в работе «Теория социализации», вышедшей в 1887 году, в которой под социализацией понималось «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Сегодня разработано множество подходов к пониманию социализации.
Например, Т.Парсонс и Р.Мертон также характеризуют социализацию как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление. Таким образом, фактически социализация раскрывается через понятие «адаптация». С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Т.Парсонс социализацию рассматривает как «процесс адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой». Данный подход может рассматриваться как субъект-объектный.
Иначе осмысливают сущность социализации Г.Оллпорт, А.Маслоу, К. Роджерс и другие представители гуманистического подхода. В работах данных авторов социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
В отечественной науке приоритет чаще отдается первому пониманию социализации (И. С. Кон, Б.Д. Парыгин, А. В. Мудрик (1997) и др.). Например, А.В. Мудрик дает следующее понятие социализации: это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии индивида со стихийным, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. И.С.Кон пишет, что социализация – это усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей.
Однако следует отметить, что отечественные авторы предпринимают попытки объединения указанных выше подходов. В частности, Д.И. Фельдштейн 60, с.100 рассматривает социализацию как двуединый процесс и отмечает, что в ходе социализации происходит осознание и принятие социальных норм, правил поведения, общественных отношений 60, с.100. Таким образом, в понимании Д.И. Фельдштейна социализация предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации. Социализация, с одной стороны, обеспечивает и сохраняет устойчивость и самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.