ВКР|Дошкольная педагогика и психология

ВКР Психологические особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей

ВКР + доклад + презентация

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 85

Цена: 3 100
Купить работу

Введение

Глава 1. Проблема социализации в психологических исследованиях

1.1     Понятие и психологическая сущность социализации

1.2     Факторы социализации

1.3     Семья как фактор социализации

Глава 2. Особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей как предмет психологического исследования

2.1 Особенности развития личности в дошкольном возрасте

2.2 Исследования по проблеме социализации дошкольников из полных семей  

2.3 Исследования по проблеме социализации дошкольников из неполных семей  

Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей социализации дошкольников из полных и неполных семей

3.1     Организация исследования

3.2     Методики исследования

3.3     Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность исследования проблемы социализации дошкольников из полных и неполных семей обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, дошкольный возраст является крайне значимым периодом с точки зрения социализации ребенка. В это время ребенок начинает ходить в детский сад. Из узкого круга семьи он попадает в пространство социальных отношений, что делает процессы социализации более интенсивными. Важно учитывать, что это первый опыт, качество которого может оказать существенное влияние на результаты социализации. Это обуславливает интерес к условиям и факторам, оказывающим влияние на процессы социализации ребенка дошкольного возраста, в частности, влияния семьи.

При этом современная семья проживает период изменения, преобразования. В частности, сегодня существенно возросло количество неполных семей. Согласно официальной статистике, в неполных семьях воспитывается до 30% современных детей, в то же время необходимо учитывать, что эти данные лишь частично отражают действительную картину и реальные цифра могут быть в 1,5 – 2 раза выше. Возникает вопрос относительно специфики социализации детей в зависимости от состава семьи, полная она или нет.

Как показывает анализ литературы, данная проблема рассмотрена весьма подробно. Так, психолого-педагогические аспекты функционирования полных и неполных семей рассмотрены в работах Л.В. Мардахаева, С.К. Нартовой-Бочавер, М.И. Несмеяновой, Ю.Ф. Олещук и др., вопросы личностного развития и социализации детей из полных и неполных семей представлены в работах Дж. Валлерштейна, Л. Анзорга, А.И. Захарова, И.С. Кона, Е.О. Смирновой и др. В тоже время, следует отметить противоречивость имеющихся сегодня данных по особенностям и проблемам социализации детей в зависимости от состава семьи. Это и обуславливает актуальность нашей работы.

Объект: процесс социализации.

Предмет: психологические особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей.

Гипотеза: существует специфика социализации у детей из полных и неполных семей, что проявляется в следующих показателях социализации:

- В успешности построения отношений в группе, что находит отражение в социометрическом статусе.

- Навыках взаимодействия в общении и совместной деятельности.

- Освоении моральных норм.

Цель: исследовать психологические особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие социализации.

2. Охарактеризовать факторы социализации.

3. Рассмотреть особенности развития личности в дошкольном возрасте.

4. Проанализировать исследования по проблеме социализации дошкольников из полных и неполных семей.

5. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей социализации дошкольников из полных и неполных семей.

Методики:

- Социометрия;

- Методика «Диагностика уровня сформированности игровых навыков»;

- Методика «Изучение коммуникативных умений» предназначена для изучения коммуникативных умений детей.

- Методика «Подели игрушки» предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.

Работа включает введение, две теоретические и одну практическую главы, заключение, список литературы и приложения.

1.1 Понятие и психологическая сущность социализации

Проблема социализации человека привлекает внимание представителей разных наук, в частности, социологии, культурологии, психологии, педагогики и так далее, что отражает сложность, многоаспектность данного явления.

Собственно понятие социализации было введено Ф.Г. Гиддингсом в работе «Теория социализации», вышедшей в 1887 году, в которой под социализацией понималось «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Сегодня разработано множество подходов к пониманию социализации.

Например, Т.Парсонс и Р.Мертон также характеризуют социализацию как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление. Таким образом, фактически социализация раскрывается через понятие «адаптация». С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Т.Парсонс социализацию рассматривает как «процесс адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой». Данный подход может рассматриваться как субъект-объектный.

Иначе осмысливают сущность социализации Г.Оллпорт, А.Маслоу, К. Роджерс и другие представители гуманистического подхода. В работах данных авторов социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

В отечественной науке приоритет чаще отдается первому пониманию социализации (И. С. Кон, Б.Д. Парыгин, А. В. Мудрик (1997) и др.). Например, А.В. Мудрик дает следующее понятие социализации: это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии индивида со стихийным, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. И.С.Кон пишет, что социализация – это усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей.

Однако следует отметить, что отечественные авторы предпринимают попытки объединения указанных выше подходов. В частности, Д.И. Фельдштейн 60, с.100 рассматривает социализацию как двуединый процесс и отмечает, что в ходе социализации происходит осознание и принятие социальных норм, правил поведения, общественных отношений 60, с.100. Таким образом, в понимании Д.И. Фельдштейна социализация предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации. Социализация, с одной стороны, обеспечивает и сохраняет устойчивость и самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

  1. Аверьянов Л.Я. Порог социализации. – М.: Педагогика, 2009. – 296 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.
  3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. – СПб., Речь, 2005. – 160 с.
  4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – М.: Педагогика, 2008. – 300 с.
  5. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 2006. – 186 с.
  6. Борозинец Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки: Монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 125 с.
  7. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников : дис. ... канд. психол. наук. – М., 2007. – 300 с.
  8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. – № 2. – июнь 2009. – С.15-23
  9. Волков А.Г. Семья с одним родителем. Воспитание детей в неполной семье. – М., 2008. – 180 с.
  10. Волков Д.В. Анализ концепций девиантного поведения несовершеннолетних (По материалам США и Великобритании). Дис. ... канд. пед. наук: Коломна, 2007. – 219 c.
  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений, Т.3. – М., Психология, 2006. – 400 с.
  12. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. Губина. – М.: Наука, 1999. – 394 с.
  13. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде // Сборник «Проблемы социальной психологии личности» / Электронный ресурс: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full.shtml
  1. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. – 2001. – №11. – С. 6-8
  2. Егоров Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. – 173 с.
  3. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – М.: Психология, 2005. – 390 с.
  4. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Психология, 2000. – 300 с.
  5. Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. – 2011. – №5. – Т.2. – С. 140-142
  6. Зелянина В.А. Философский анализ проблемы социализации личности. Дисс.канд.филос. наук. – М, 2007. – 157 с.
  7. Зиваков Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер,2009. – 390 с.
  8. Зиновьева М.В. Влияние стиля воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста. Дис. ... канд. психол. Наук. – М., 2001. – 190 с.
  9. Ипифанова Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М.: Фолиум,2006. – 48 с.
  10. Кантемирова Г.А. Социализация детей в неполной семье :на примере Республики Северная Осетия-Алания. Дис. ... канд. психол. Наук. – М., 2001. – 190 с.
  11. Карелин А. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: Издательство АСТ, 2007. –С.286
  12. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. – М., 2010. – С. 191-205
  13. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007, с.190
  14. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. – 2009. – №1. – с. 70–71
  15. Коршунова А.А. Изучение особенностей воспитания в семьях. // Воспитание школьников. – 2010.– №9. – с. 16–18
  16. Красова Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. – 2001. – №3. – с. 25–27
  17. Кудрявцев В.Т. Развитие речи и речевого общения. Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования (общие положения основные программные и подпрограммные области). – М., 2003. – 180 с.
  18. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. – Саратов: АСТ, 2010. – 186 с.
  19. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2006. – 100 с.
  20. Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи: Монографии по психологии семьи. – Москва-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2004. – 296 с.
  21. Лидерс А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. – 2010. – №4. – с. 61–65
  22. Лысюк Л. Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания // Вопросы психологии. – 2006. – №2. – С. 18-23
  23. Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» / Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2013/127/2445
  1. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова. – М., 2003. – 160 с.
  2. Методика «Подели игрушки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.45-46.
  3. Морокина Е.О. О проблемах семейного воспитания // Воспитание школьников. – 2003.– №4. – С. 48–49
  4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Прайм, 2007. – 380 с.
  6. Неделина Е. Формирование личности ребенка в неполной семье. Дис.канд. пед. наук. – Липецк, 2002. – 167 c.
  7. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2006. – 570 с.
  8. Немов Р.С. Психология образования, Т.2. – М., 2003, с.73
  9. Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере Республики Калмыкия): Дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. – 186 с.
  10. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 300 с.
  11. Пазыч Н.В. Семья как первичный институт социализации ребенка / V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года / Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2013/127/2103
  12. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Психология личности: В 2 т. Хрестоматия. Т.2. Самара, 2012. С. 457-466
  13. Познание, деятельность, общение / Под ред. Г.С. Батищева. – М.: Мысль, 2011, с.10-18
  14. Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. Б.В. Петровского. – М., 2000. – 600 с.
  15. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. – М.: Педагогика Пресс, 2007. – 386 с.
  16. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  17. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология –СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2005. – 180 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.). – СПб.: Питер, 2002 – 720 с.
  20. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  21. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. – М.: Психология, 2000. – 300 с.
  22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2006. – 336с.
  23. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. – Балашов: Николаев, 2004. – 68 с.
  24. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. – М.: МПСИ, 2007. – 186 с.
  25. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. – М.,2005. – 300 с.
  26. Шнайдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
  27. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – СПб., 2006. – 365 с.
  28. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 2009. – 367 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Дошкольная педагогика и психология
2012 год 65 стр.
ВКР Диагностика проявлений и причин нарушений поведения у младших школьников
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское