ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
1.1 Общая характеристика зрительного восприятия в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
1.3 Пути и средства развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ФГОС
2.1 Организация и методы работы по изучению уровня зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.2 Система коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС
2.3 Количественный и качественный анализ результатов развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сводные таблицы по методикам, направленным на выявление зрительного восприятия
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Игры и упражнения, направленные на коррекцию зрительного восприятия
Проблема формирования и совершенствования зрительного восприятия в дошкольном возрасте была предметом исследований таких известных ученых, как П.Б. Шошин, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. все же, в обстоятельствах перехода отечественной концепции специального образования на ФГОС, эти классические подходы требуют нового осмысления. Как раз потому тема данного исследования весьма актуальна.
В связи с этим возникает противоречие: между недостаточной теоретической разработанностью средств развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с патологией зрения в обстоятельствах новых ФГОС и потребностью в практической деятельности педагогов-психологов в условиях дошкольных образовательных организаций.
Цель исследования: изучить средства развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС.
Объект исследования: зрительное восприятие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствуют:
- использование дидактических игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоразличения, а также узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном;
- использование коррекционных упражнений по формированию системы «глаз-рука», остроты зрения;
- применение зрительной гимнастики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть общую характеристику зрительного восприятия в психолого-педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. Выделить пути и средства развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в условиях современных ФГОС.
4. Исследовать уровень зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
5. Разработать и апробировать систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС.
6. Провести количественный и качественный анализ результатов развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ФГОС.
В процессе исследования были применены следующие методы научного исследования:
- теоретический – анализ научно-методической литературы, конкретизация понятий, обобщение и сравнение теоретических подходов к проблеме;
- эмпирический – диагностика (Методика №1 «Какого цвета кружки»; Методика №2 «Узнай геометрическую фигуру»; Методика №3 «Собери пирамидку»; Методика №4 «Ориентируйся правильно» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной), для определения различий в выборках использовался метод статистической обработки U-критерий Манна-Уитни.
База исследования: апробация исследования проходила на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №325 г. Новосибирск. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения, общей численностью 10 человек.
Практическая значимость исследования: материалы нашего исследования могут быть использованы дошкольными психологами и педагогами при коррекционно-развивающей работе по формированию зрительного восприятия у детей, имеющих нарушения зрения.
Данная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической и соответствующих выводов, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Андреева А.К. Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду // Дошкольное воспитание. Москва, 2012. №6. С. 114-124.
2. Анисимова Н.Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения // Дефектология. М, 2013. №1. С. 56-62.
3. Агранович З.Е. «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников» // «Детство-Пресс». М, 2013. 134 с.
4. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. СПб.: Питер, 2012. 256 с.
5. Ахметова Д.З. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 204 с.
6. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. Ярославль: Академия развития. 2014. 99 с.
7. Борисова Е.А. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения // Культура психолого-педагогического сопровождения детей как норма профессиональной деятельности педагога: сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции. Биробиджан. 2014. 154 с.
8. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 178 с.
9. Григорьева Л.П. Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением // Журнал «Вестник Московского государственного лингвистического университета». М. 2013. С. 146-161.
10. Григорьева Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения // ВЛАДОС. М. 2013. 161 с.
11. Грегори Р.Л. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 2012. 272 c.
12. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. // Издательство «Экзамен». М.: 2013. 159 с.
13. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения // Издательство «Экзамен». Челябинск. 2014. 124 с.
14. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие / Т.В. Егорова // Издательский центр Академия. М., 2012. 80 с.
15. Ермаков В.П. Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения // Гуманит. изд. Центр Владос. СПб. 2013. 240 с.
16. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения // Академия. Томск. 2013. 222 с.
17. Жигорева М.В. Актуальные вопросы диагностики комплексных нарушений развития у детей // Коррекционная педагогика, 2014. №4. С. 3-10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bib.convdocs.org/v8208/ (дата обращения 03.04.2018).
18. Жохов В.П., Кормакова И.А., Л.И. Плаксина. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией / В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Плаксина Л.И. // Академия. Томск. 2012. 54 с.
19. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2013. 255 с.
20. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психологов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013. 32 с.
21. Зальцман Л.М. Работа c родителями детей, имеющими комплексные нарушения развития // Дефектология. М., 2012. №2. С. 31-35.
22. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М., Просвещение, 2014. 160 с.
23. Иванников В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 480 c.
24. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции (игры, упражнения, техники). Ростов-на-Дону. Сфера. 2014. 164с.
25. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка // РПАД. М., 2015. 191 с.
26. Киселева Н.А., Левченко Н.А Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии // Коррекционная педагогика. М., 2013. 210 с.
27. Кутрань О.Н., Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. СПб: Свое издательство, 2015. С. 127-132.
28. Королева А.В. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения. Сыктывкар: КРИРО, 2015. 46 с.
29. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей // Издательство Московского университета. М., 2012. 278 с.
30. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Просвещение, 2013. 449 с.
31. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. М.: Парадигма, 2013. 127 с.
32. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2013. 408 с.
33. Михайлова Е.Н. Основы коррекционной педагогики. Учебно-справочное пособие // Томский государственный педагогический университет. Томск. 2014. 55 с.
34. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 165 с.
Всего 50 источников литературы