Введение
Глава I Теоретические основы изучения проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
1.1. Особенности реализации образовательной области «Речевое развитие»
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи)
1.3. Особенности реализации образовательной области «Речевое развитие» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Глава II Экспериментальная работа по изучению особенностей реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи)
2.1. Цель, организация и методика исследования
2.2. Особенности развития речи у детей старшей дошкольного возраста посещающих группу компенсирующей направленности
2.3. Реализация образовательной области «Речевое развитие» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
2.4. Изучение эффективности экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна, поэтому в группах компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) необходимо применять адаптированные программы, направленные на речевое развитие у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучение особенностей реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи).
Объект исследования – особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня).
Предмет исследования – особенностей реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи III уровня).
Гипотеза исследования – предполагается, что специально организованные игры и упражнения в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» будут способствовать речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по особенностям реализации образовательной области «Речевое развитие».
2. Обобщение литературных данных по проблемам развития речи детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи).
3. Анализ особенностей реализации образовательной области «Речевое развитие» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
4. Изучение сходного уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
5. Реализация образовательной области «Речевое развитие» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушения речи.
6. Изучение эффективности реализации образовательной области «Речевое развитие» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушения речи.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение; систематизация.
2. Эмпирические методы: психодиагностический метод, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
3. Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ данных.
4. Математико-статистические методы: U-критерий Манна-Уитни для связанных выборок.
Практическая значимость: разработанный проект по реализации образовательной области «Речевое развитие» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушения речи (общее недоразвитие речи III уровень) будет интересен психологам, логопедам, воспитателям, а также родителям детей, имеющих нарушения речи.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 88 комбинированного вида Ленинского района г. Новосибирска.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2013. – 1008 с.
4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
5. Еремина В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.Н. Еремина. – Рязань, 2001. – 45 с.
6. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. – 317 с.
7. Кибардина М.П. Играем и читаем: пособие для занятий с дошкольниками / М.П. Кибардина. – Киров: ООО «Кир. обл. типография», 2014. – 32 с.
8. Кибардина М.П. Особенности реализации образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС / М.П. Кибардина // Образование в Кировской области. – 2014. – № 4 (32). – С. 13-17.
9. Киселева О.И. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития / О.И. Киселева, О.А. Кривоногова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (154). – С. 80-86.
10. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2015. – 224 с.
11. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой и С.Н. Шаховской. – М., 2003. – 680 с.
12. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2016, – 240 с.
13. Новиков А.М. Методология игровой деятельности / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2006. – 48 с.
14. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
15. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. – СПб., 2014. – 386 с.
16. Скоролупова О.А. Корректировка основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования / О.А. Скоролупова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/ 774550/
17. Сохин Ф. А. Задачи развития речи. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – М.: Академия, 2012. – 130 с.
18. Судакова В.Е. Методика формирования речи-рассуждения у дошкольников с речевым недоразвитием / В.Е. Судакова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 5. – С. 165-168.
19. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 104 с.
20. Топчий М.В. Междисциплинарный аспект проблемы системных нарушений речи / М.В. Топчий // Материалы VII Международной научно-практической конференции (26 апреля 2015 г.). – Махачкала, 2015. – С. 53-57.
21. Ушакова О.С. Придумай слово / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 105 с.
22. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В Туманова. – М., 2000. – 28 с.
23. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2000. – 314 с.
24. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). – М.: Альфа, 1993. – 103 с.
25. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 225 с.
26. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
27. Циркунова Н.И. Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР / Н.И. Циркунова // Логопед – 2013. – №3. – 47 с.
28. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М., 2003. – 240 с.
29. Чобот Ж.П. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ж.П. Чобот // Вестник Витебского государственного университета. – 2012. – Т. 3. – № 69. – С. 119-122.
30. Чухачева Е.В. Моделирование как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.В. Чухачева // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 11. – С. 78-82.
31. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.