Введение
Глава 1. Современное состояние теоретических исследований проблемы ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения
1.1 Понятие ориентировки в пространстве в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Развитие ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста
1.3 Особенности развития ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Глава 2. Теоретические основы организации коррекционной работы по преодолению нарушений ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1 Роль коррекционной работы в преодолении нарушений ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.2 Основные положения и направления коррекционной работы по преодолению нарушений ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.3 Коррекционная направленность занятий по преодолению нарушений ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Глава 3. Практическое исследование организации коррекционной работы по преодолению нарушений ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.1 Цель, задачи и методика изучения ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.2 Состояние ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (анализ полученных результатов констатирующего исследования)
3.3 Описание организации коррекционной работы по преодолению нарушений ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.4 Сравнительный анализ результатов практического исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Состав и диагнозы врача-офтальмолога экспериментальной группы детей
Приложение Б. Методика «Пробы Хеда»
Приложение В. Методика «Расположение предметов на рисунке»
Приложение В. Комплексы зрительной гимнастики
Приложение Г. Зрительная гимнастика в стихах
Под ориентировкой, или, что то же, ориентацией, понимают уменье разобраться в обстановке, главным образом в обстановке окружающего пространства. Ориентироваться в окружающем пространстве это значит определить величину и форму этого пространства, величину и форму предметов, его наполняющих, пространственное их размещение и свое положение относительно каждого из них.
Специалистами в области дошкольного воспитания (И. К. Боровская, В. З. Денискина, Л. А. Дружинина и др.) убедительно доказано, что эффективность овладения с детства пространством связана с необходимостью раннего управления процессом обучения, что позволяет снять фобию (страх) пространства у детей в сенситивный период их развития. Особенно это характерно для детей с нарушениями зрения.
На психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.
Поэтому одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с патологией зрения и их социальной самостоятельности была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности. Самостоятельная ориентировка в пространстве дошкольников с нарушениями зрения рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции.
Проблема пространственного ориентирования постоянно привлекала внимание многих ученых и практиков. Несмотря на значительное число исследований (И. К. Боровская, В. З. Денискина, Л. А. Дружинина, О. В. Елецкая, Е. Н. Подколзина и др.), прямо или косвенно затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей развития пространственной ориентировки у данных категорий детей, а также способов коррекции имеющихся нарушений. До сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание коррекционно-развивающей работы, которая бы обеспечила формирование способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию пространства в наиболее сензитивный, дошкольный период.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация организации коррекционной работы по преодолению нарушений ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования – ориентировка в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования – коррекционная работа как эффективное средство преодоления нарушений ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: успешное преодоление нарушений ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения может быть обеспечено в процессе коррекционной работы при соблюдении специальных педагогических условий и приемов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть причины нарушения ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Подобрать диагностические методики и провести исследование ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Разработать и апробировать коррекционную работу по преодолению нарушений ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
5. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов практической деятельности.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
– психолого-педагогический эксперимент, психодиагностический метод.
– количественный и качественный анализ полученных данных;
– метод математической статистики (критерий Манна-Уитни).
Методики исследования:
1. Методика «Пробы Хеда» (автор: H. Haed (Х. Хед).
2. Методика «Что находится спереди от меня?» (автор: Н. Я. Семаго).
3. Методика «Расположение предметов» (автор: Н. Я. Семаго).
4. Методика «Расположение предметов на рисунке» (автор: Н. Я. Семаго).
Теоретическая база исследования. В основу работу легли исследования следующих авторов:
– деятельностного подхода в педагогике и психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);
– необходимости раннего начала коррекционной помощи ребенку (Л. С. Выготский, Л. И. Солнцева, В. З. Денискина);
– положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский и др.);
– положения о комплексном и системном подходе к процессу формирования личности ребенка с проблемами в развитии (В. П. Кащенко, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко и др.);
– положение о коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (Л. П. Григорьева, В. З. Денискина, Л. И. Плаксина, Л. А. Дружинина, Т. И. Нагаева, Г. В. Никулина и др.).
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы практическими работниками дошкольных образовательных учреждений (в том числе и специальных) в рамках профессиональной деятельности организации коррекционной работы по преодолению нарушений пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.
База исследования: МКДОУ детский сад № 429 комбинированного вида «Теремок» г. Новосибирска. Принимало участие 12 детей с нарушением зрения в возрасте 5-6 лет. Из них 6 детей с нарушением зрения и 6 детей без нарушений зрительного анализатора.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Ананьев Б.Г. Пространственное различение / Б.Г.Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. – 188 с.
2. Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга / Б.Г. Ананьев // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Известия АПН РСФСР, 1961. – 200 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2007. – 256 с.
5. Багдонас А. Сенсорика при нарушении зрения / А. Багдонас. – Вильнюс, 2001. – 124с.
6. Бахмудкадиева Д.Б. Формирование элементарных пространственных представлений у слепых и слабовидящих дошкольников и школьников / Д.Б. Бахмудкадиева, Д.М. Маллаев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 2. – С. 14-17.
7. Башкирова И. Л. Взаимодействие педагога и семьи ребенка с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / И. Л. Башкирова. – Минск: БГПУ, 2009. – 76 с.
8. Белов С.С. Ориентирование и мобильность лиц с нарушениями зрения как основа их социально-психологической адаптации / С.С. Белов, М.Г. Чухрова, Т.Г. Орлова, А.С. Шамикаева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 5. – С. 193-195.
9. Боровская И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития / И.К. Боровская, И.В. Ковалец. – М.: ВАЛДОС, 2006. – 70 с.
10. Брэгг У. Мир света. Мир звука / У.Брэгг. – М.: Наука, 2007. – 335 с.
11. Гаврина С.Е. Расскажи, что где находится / С.Е. Гаврина, Г.Л. Кутявина, Т.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: Росмэн-Пресс, 2012. – 18 с.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинников, О.Г. Солнцева. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96с.
13. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д.Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: Академия, 2008. – 158 с.
14. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения / В.З. Денискина. – Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. – 62 с.
15. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации / В.З. Денискина. – Уфа, БИПКРО, 1996. – 58с.
16. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 206 с.
17. Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения: Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 118 с.
18. Дружинина Л.А. Индивидуальная работа, направленная на развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников, страдающих нарушениями зрения / Л.А. Дружинина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 78-82.
19. Дружинина Л.А. Индивидуальная работа по развитию ориентировки в пространстве с дошкольниками, имеющими нарушения зрения в условиях общеобразовательной группы/ Л.А. Дружинина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9 (сентябрь). – С. 104-107.
20. Елецкая О.В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у дошкольников на логопедических занятиях / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=27
21. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 116 с.
22. Касаткин Л.Ф. Исследование возрастных изменений ориентировки в пространстве у слепых школьников / Л.Ф. Касаткин // Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. – Горький: Педагогический ин-т, 1975. – С.11-13.
23. Касаткин Л.Ф. Развитие функций равновесия у детей с глубоким нарушением зрения /Л.Ф. Касаткин. – В кн.: Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. – Горький: Педагогический ин-т, 1975. – С.13-14
24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286с.
25. Кручинин В.А. Возрастные изменения пространственной ориентировки при ходьбе / В.А. Кручинин. – В кн.: Физическое воспитание детей в спец. школах (межвузовский сборник научи, трудов). – Горький, 1985. – С.3-12.
26. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения / В.А.Кручинин. – СПб.: Речь, 1991
27. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников/Е.А.Кульбуш. – Л.: ЛГПИ, 1988. – 60с.
28. Лазарева Л.В. Методы коррекции зрительно-двигательной и моторной координации у детей с нарушением зрения и речи / Л.В. Лазарева // Успехи современного естествознания. 2009. № 8. С. 47-50.
29. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие/А.Г.Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271с.
30. Литвинова Г.В. Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Г.В. Литвинова // Логопед – 2007. – №2. – С.10-15
31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
32. Любимов А.А. Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А.А. Любимов // Дефектология. – 2013. – № 6 (декабрь). – С. 84-89.
33. Любимов А.А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А.А. Любимов // Дефектология. – 2012. – № 3 (июнь). – С. 33-44.
34. Любимова М.П. Подготовка ребенка с глубоким нарушением зрения к самостоятельному переходу проезжей части / М.П. Любимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №8 (декабрь). – С. 23-32.
35. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник/Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
36. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве: методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – 212 с.
37. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т. Мусейбова // Дошкольное воспитание. – 1970. – №3. – С.36-41.
38. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И.Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92 с.
39. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие / М.Н.Наумов. – М.: ВОС, 1982. – 125 с.
40. Никулина Г.В. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения / Г.В.Никулина // Дефектология. – 1996. – № 3. – С.18-21.
41. Одинокова Н.А. Пути реализации предупреждения отклонений в развитии детей с нарушениями зрения / Н.А. Одинокова // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 91-92.
42. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л.И.Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 242 с.
43. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1991. – 96 с.
44. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 176 с.
45. Подугольникова Т.А. Дошкольники с нарушениями зрения / Т.А. Подугольникова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 7. – С. 65-69.
46. Подугольникова Т.А. Обучение дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения ориентировке в микропространстве / Т.А. Подугольникова, М.Ф. Носова, Е.А. Козлова // Дефектология. – 2011. – № 1. – С. 73-79.
47. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2003. – 225 с.
48. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика 1985. – 200 с.
49. Русскова Т.А. Учимся пространственной ориентации: альбом-раскраска с заданиями и упражнениями для детей 4-6 лет / худож. Л.П. Светлова / Т.А. Русскова. – М.: Гном и Д, 2000. – 32 с.
50. Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. Пособие для учителей и воспитателей школ слепых / В.С.Сверлов. – М.: Учпедгиз, 1951
51. Сековец Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения / Л.С. Сековец // Дефектология. – 1987 – №6. – С.32-34.
52. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / под ред. М.М. Семаго. – М.: Аркти, 2001. – 133 с.
53. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 175 с.
54. Семенова М.А. Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве: Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов / М.А.Семенова. – М.: Карапуз, 2006. – 175 с.
55. Семченкова И.А. Оптимальные условия коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения / И.А. Семченкова // Наука и школа. – 2007. – № 2. – С. 43.
56. Скоробогатова Н.В. Изучение проблемы социальной перцепции у дошкольников с нарушением зрения / Н.В. Скоробогатова // Специальное образование. – 2010. – № 1. – С. 84-91.
57. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О.Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
58. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л.И.Солнцева. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
59. Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности / Л.И. Солнцева, Л.А.Семенов. – М.: ВОС, 1989. – 80 с.
60. Соколова Н.Г. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения / Н.Г.Соколова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 96 с.
61. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
62. Тараканова В.В. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения / В.В. Тараканова, С.А. Коблова, Н.А. Лысенко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2010. – № 3. – С. 57-60.
63. Тимофеева А.С. Пространственно-временная ориентировка младших школьников / А.С. Тимофеева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – № 2 (ноябрь). – С. 112-119.
64. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
65. Федорова И.В. Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста // Первое сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572274/
66. Фомина Л. О развитии микроориентировки у дошкольников с нарушением зрения / Л. Фомина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 98-99.
67. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений / Ф.Н. Шемякин // Восприятие пространства и времени. – Л.: Наука, 1969. – С. 32-35.