Введение
Глава 1. Теоретические основы технологий блочно-модульного обучения
1.1 Понятие и содержание блочно-модульное обучение
1.2 Принципы блочно-модульного обучения
1.3 Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
Глава 2. Контроль и преимущества блочно-модульной системы обучения
2.1 Педагогический контроль в блочно-модульном обучении
2.2 Преимущества блочно-модульной системы обучения
Заключение
Список использованной литературы
Технология блочно-модульного обучения основывается на разделении обучения на небольшие, законченные блоки, каждый из которых содержит определенный объем знаний и навыков. Эти блоки, или модули, могут быть выбраны и собраны вместе студентами в соответствии с их личными потребностями, увлечениями и целями. Таким образом, создается гибкий и персонифицированный процесс обучения, который позволяет студенту самостоятельно выбирать темы, которые ему интересны, и изучать их в своем собственном темпе.
Различные вариации блочного обучения широко используются во многих учебных заведениях. За последние четверть века его идеи широко распространились в Соединенных Штатах, Англии и других странах. Например, в Мичиганском университете модульный подход является одним из направлений персонального обучения. Он позволяет организовать самостоятельную работу и корректировать не только скорость обучения, но и содержание учебных материалов.
В России блочно-модульное обучение также активно применяется в высшем образовании, особенно в технических вузах. Оно позволяет студентам гибко планировать свое обучение, выбирать курсы и дисциплины, зависящие от их индивидуальных интересов и потребностей, а также заниматься самообразованием. В рамках этой методики обучения студенты могут самостоятельно выбирать блоки знаний, которые необходимы им для получения нужных компетенций и следовать обучению в этих блоках. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах И. В. Сенновского (1997)., П. А. Юцявичене (1989, 1990), Т. И. Шамовой (1994).
Блочно-модульное обучение также применяется в дополнительном образовании и корпоративных образовательных программах, позволяя обучаемым участвовать в подготовке индивидуальных образовательных планов и выборе тем, которые наиболее важны для них. Для подготовки специалистов с высокой профессиональной компетентностью применяется различные подходы, включая использование технологии блочно-модульного обучения. Эта технология позволяет студентам выбирать те модули, которые наиболее соответствуют их потребностям и профессиональным интересам, а также овладеть необходимыми навыками и знаниями в соответствии с конкретными требованиями профессии. Кроме этого, важно обеспечить процесс актуализации знаний и навыков по мере изменения требований промышленности и рынка труда. Для этого специалистам нужно обеспечивать доступ к информационным и образовательным ресурсам и профессиональным сообществам, где они могут получать актуальные знания и поддержку в своей профессиональной деятельности.
В целом, для успешной подготовки современных специалистов необходим комплексный подход, включающий использование современных технологий обучения, обеспечение доступа к актуальной информации и образовательным ресурсам, а также развитие компетентности, гибкости и адаптивности в решении профессиональных задач.
Актуальность данного исследования заключается в том, что возможности блочно-модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Цель курсовой работы заключается в изучении технологии блочно-модульного обучения. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы технологий блочно-модульного обучения;
- Разобрать педагогический контроль в блочно-модульном обучении;
- Выявить преимущества блочно-модульной системы обучения.
Методы исследования: анализ информационных источников по проблеме исследования.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что исследование позволит обобщить знания о блочно-модульной технологии, как об одном из наиболее эффективных методов обучения.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы технологий блочно-модульного обучения
- Понятие и содержание блочно-модульное обучение
Блочно-модульное обучение - это метод обучения, основанный на разделении материала на более мелкие блоки (модули). Это позволяет группировать материал по темам и уровню сложности, а также позволяет учащимся углубляться в материал.
Каждый модуль содержит лекции, практические упражнения, тесты и другие материалы. Студенты могут изучать материалы в любом порядке, что позволяет им выбирать свой собственный уровень изучения.
Данная методика обучения позволяет студентам усваивать материалы в более удобной форме, что характерно для современной информационной эпохи.
Каждый модуль предполагает построение единой системы, включающей в себя не только содержание знаний, но и способы их приобретения и применения, а также организационный мониторинг и оценку результатов обучения. Модульное обучение позволяет студентам выбирать конкретные темы, которые их интересуют, и проводить исследования, исходя из их личных потребностей. Он также учит студентов работать в группах и индивидуально, изучая новые методы и приемы решения проблем. На сегодняшний день, модульное обучение является актуальным направлением и активно используется во многих обучающих областях.
Познавательные модули - это модули, которые направлены на изучение теоретических знаний. Они могут включать лекции, видеоуроки, теоретические тексты и прочие материалы, которые помогают студентам углубить свои знания в конкретной области.
Операционные модули - это модули, которые направлены на практическое применение знаний. Они могут включать задания, кейсы, проекты и другие практические материалы, которые помогают студентам применить свои знания на практике.
Смешанные модули - это модули, которые содержат как теоретические, так и практические материалы. Они позволяют студентам совмещать изучение теории и ее практическое применение в реальной жизни.
Часто блочно-модульное обучение использует комбинацию этих модулей для достижения максимальной эффективности обучения. Например, студент может начать с изучения теоретических знаний, после чего получить задание на их практическое применение в реальной жизни. Такой подход позволяет студентам получить не только теоретические знания, но и научиться их применять в реальной жизни, что делает обучение более эффективным.
Блок входа - это первый блок в блочно-модульной системе обучения. Он содержит начальную проверку знаний и умений студентов, чтобы понять насколько они готовы к изучению данных модулей. Если обнаруживаются пробелы в знаниях, преподаватель выбирает определенную стратегию, чтобы помочь студентам устранить недостатки.
Информационный блок - это основной блок в блочно-модульной системе обучения. Он содержит информацию о конкретном модуле и предназначен для предоставления студентам всей необходимой теоретической информации. Он может включать в себя текстовые материалы, видеоуроки, опорные схемы и другие учебные материалы.
Методический блок - этот блок содержит объяснение эффективных методов изучения конкретного модуля и выбор индивидуальных троп обучения. В этом блоке преподаватель может дать студентам методические рекомендации, типа листы с заданиями или онлайн-работы, чтобы помочь студентам лучше понять и запомнить материал.
Блок контроля и оценки знаний - этот блок непосредственно связан с проверкой знаний студентов. Он содержит тесты, задания и другие методы для проверки того, насколько хорошо студенты овладели материалом. Блок контроля и оценки знаний помогает преподавателям и студентам понимать, какие темы были освоены хорошо и где есть пробелы, которые необходимо устранить. Это помогает учащимся лучше подготовиться к следующему модулю.
При работе с каждым из модулей необходимо проводить систематический контроль, выявлять недостатки и исправлять их непосредственно в процессе. Обычно это мягкий вариант контроля. Самодисциплина как форма данного направления является эффективной формой контроля.
Самодисциплина может быть одной из форм мягкого контроля, который помогает учащимся привить у себя навыки самоконтроля и самоконтроля за своими действиями. Это требует от студентов их самостоятельности и ответственности за усвоение материала, а также помогает им осознать, насколько они готовы и мотивированы для изучения данной темы. Самодисциплина может включать в себя формирование плана работы по модулю, распределение времени для изучения материала и заданий, контроль за выполнением задач и самооценку результатов, чтобы определить, где еще нужно улучшаться. Это помогает студентам более эффективно использовать свое время и учиться со всей возможной отдачей. Кроме того, самодисциплина также способствует развитию у студентов навыков планирования, организации и управления временем, что является ценными навыками в любой сфере деятельности.