Курсовая работа|Педагогика

Формирование трудолюбия и интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 50

Введение

Глава 1.Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе коллективной трудовой деятельности

1.1Общая характеристика коллективной трудовой деятельности детей дошкольного и младшего школьного  возраста

1.2Характеристика трудолюбия как качества личности детей дошкольного и младшего школьного возраста

1.3Психолого-педагогическая характеристика личности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Глава 2.Средства формирования трудолюбия и интереса в труде в процессе коллективной трудовой деятельности 

2.1Диагностика и анализ трудовых умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.2 Формирование трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе коллективной трудовой деятельности посредством исполнения поручений.

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что труд в детском саду и в начальной школе является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Основные виды труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой трудтруд в природе, ручной труд. Формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей. Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства.

Если говорить о школьниках, то работа по самопомощи играет важную роль в формировании и обучении. Это может включать в себя: уход за своими вещами, уборку классных комнат и аудиторий, пользование учебниками, книгами в школьной библиотеке, ремонт мебели и оборудования и т.д.

Следующий вид работы для учащихся - общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, сбору вторсырья, лекарственных растений, благоустройству улиц, дорог, жилых домов и т.д.

Наконец, в трудовом воспитании важен общественно полезный и производительный труд, организованный высшими и средними классами промышленности и сельского хозяйства и связанный с созданием материальных благ.

Дети должны не только продемонстрировать профессиональные навыки и умения, но и продемонстрировать предпринимательский дух. Очевидно, что это в значительной степени зависит от инициативы, активности и заботливости учителей, воспитателей, а также от желания превратить свою работу в эффективное средство воспитания и саморазвития учащихся и воспитанников.

Цель работы: изучить процесс формирования трудолюбия и интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности.

Задачи работы:

1.Рассмотреть теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе коллективной трудовой деятельности, для этого:

1) Дать общую характеристику коллективной трудовой деятельности детей дошкольного и младшего школьного  возраста;

2)Охарактеризовать трудолюбие как качество личности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

3) Дать психолого-педагогическую характеристику личности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

2.Выявить средства формирования трудолюбия и интереса в труде в процессе коллективной трудовой деятельности, для этого:

1) Провести диагностику и проанализировать трудовые умения у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

2) Провести мероприятия по формирование трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе коллективной трудовой деятельности посредством исполнения поручений.

Исследованием данного вопроса занимались такие авторы, как: Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.

Объект исследования: старшие дошкольники (воспитанники…№) и младшие школьники (учащиеся….№)

Предмет исследования: процесс формирования трудолюбия и интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности.

 

Глава 1.Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе коллективной трудовой деятельности

1.1Общая характеристика коллективной трудовой деятельности детей дошкольного и младшего школьного  возраста

Прежде чем говорить о профессиональной деятельности детей дошкольного возраста, необходимо поговорить об их трудовом воспитании.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс, формирующий положительное отношение к труду, желание и умение трудиться, морально ценные качества, уважение к труду взрослых.

Раннее участие детей дошкольного возраста в труде необходимо для их всестороннего развития. Труд укрепляет физическую силу, здоровье ребенка, а движения становятся более уверенными и точными. Труд требует сообразительности, наблюдательности, внимания со стороны дошкольников и тренировки памяти. Необходимо работать над развитием мышления - ребенок должен уметь оценивать, что он делает. Труд особенно важен для нравственного воспитания детей. Независимость - это развитие высокой работоспособности, инициативы и чувства ответственности. Обучающий характер этой работы был замечен прогрессивными учителями всех эпох, и считается, что это естественное состояние человеческого существования, средство выражения его деятельности, важных занятий и главных важных потребностей здорового организма. Это классическая учебная литература таких авторов, как: Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.

Целью системы трудового воспитания является проявление должной осмотрительности по отношению к детям, а также подготовка к соблюдению интересов общества и формированию принципа трудолюбия. В детском саду эта цель определяется исходя из возраста ребенка и конкретных обстоятельств его профессиональной деятельности.

Задача трудового воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Воспитывать позитивное отношение к работе взрослых и оказывать им посильную помощь.
  2. По мере формирования и постоянного совершенствования профессиональных навыков содержание профессиональной деятельности постепенно расширять.
  3. Воспитывать положительные личностные качества детей: ответственность, заботу, бережливость и т.д.
  4. Формировать навыки самоорганизации и работы в целом.
  5. Культивировать позитивные отношения между детьми в процессе работы - совместную и слаженную работу в команде, взаимопомощь, оценку работы сверстников, замечания и предложения.

Труд создает материальную и культурную ценность, которая полезна и нужна. Ценность детской трудовой деятельности заключается в ее педагогической значимости.

Характеристиками трудовой деятельности для дошкольников являются:

  1. Игровой характер выполняемой деятельности. Выполняя задания, дети часто переключаются на игры. Дети постарше часто используют игры во время учения. В играх детям нравится отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
  2. Смена характера трудовой деятельности. Формирование каждого компонента (способности, постановка целей, мотивация, план работы, достижение результатов и оценка) имеет свои особенности.

Например, формирование тех или иных профессиональных навыков: в раннем возрасте у детей есть предпосылки для овладения музыкальными инструментами. Освоение простейших инструментов происходит в дошкольном возрасте.

Постановка целей: Дошкольники еще не могут ставить цели на работе. Эта способность постепенно развивается у них в процессе выполнения деятельности. Изначально цель ставится педагогом. Старшие дошкольники ставят цели для выполнения повседневных задач, но они выполняют их только в знакомых ситуациях. Когда ситуация изменится, им необходимо подсказать, что делать. Способность детей ставить перед собой цели наиболее успешно развивается в деятельности, которая позволяет достичь существенных результатов.

Мотивация к труду: старших дошкольников интересуют внешние аспекты деятельности (действия, инструменты и материалы, результаты). Мотивация социального характера, выражающая желание сделать что-то полезное для своих близких, с каждым днем становится все больше и больше.

Планирование: Планирование трудовой деятельности детей выполняет несколько функций - они планируют только рабочий процесс (что подготовить к работе, какие материалы взять, куда их положить и т.д.).); Они описывают только основные этапы работы, но не только ее организацию (что подготовить к работе, какие материалы взять, где разместить и т.д.).).); они не стремятся контролировать и оценивать свою работу; вербальное планирование отстает от практики.

Отношение к результатам: Дети дошкольного возраста еще не способны самостоятельно видеть и оценивать результаты своей работы. Это делается педагогом в конце рабочего процесса. В дошкольном учреждении отношение к работе меняется. Дети хотят знать, что можно получить в результате выполнения тех или иных трудовых действий. Меняется и отношение к оценке результатов труда: сформированы критерии оценки, ребенку легче оценивать работу своих сверстников, чем свою собственную работу.

  1. Требования к организации детского труда.

Существует несколько основных требований к организации детского труда:

  1. Систематический детский труд. Каждый вид работы способствует общему развитию личности, но в то же время позволяет решать конкретные задачи. Для того чтобы обеспечить равномерное распределение всех видов работы и систематическое участие каждого ребенка, необходимо наладить образовательный процесс
  2. Размер нагрузки. Размер нагрузки повлияет на отношение ребенка к работе. Слишком малая нагрузка не даст ощущения "мышечного удовольствия" (например, А.Аркин пишет, что: «это также затрудняет формирование позитивного отношения к работе».) Чтобы определить оптимальную нагрузку, необходимо фиксировать признаки усталости ребенка во время труда: определить изменение цвета лица, влажность кожи, частоту сердечных сокращений и дыхания до и через 3 минуты. Реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем указывает на положительную и отрицательную физическую активность.
  3. Подбор рабочего оборудования. Рабочее оборудование должно быть удобным и соответствовать способностям детей. Правильный выбор, красивый внешний вид, инвентарь позволяют ребенку тщательно выполнять задания, добиваться результатов, позволяют ему участвовать в мероприятиях и пробуждают желание работать. Расположение устройства должно быть удобно для переноски, использования, хранения и установки детьми.
  4. Создание рабочей атмосферы в команде. Повседневная жизнь детей полна трудовой деятельности. Это требует от ребенка усердной работы, а от педагога - постоянного внимания к тому, как подопечные тщательно и в срок выполняют свою работу, как они связаны с вещами, порядком и товарищами. Педагог должен всегда помнить о своей роли лидера группы. Взявшись за какую-либо работу, он должен организовать ее выполнение ребенком. Поэтому он создает в группе атмосферу непрерывной работы и борется за полезный труд.

Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117 с.

Адаева, Д. Н. Организация работы педагога с одаренными детьми / Д. Н. Адаева // Проблемы преемственности в обучении русскому языку в условиях билингвизма : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 апреля 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 8-14.

Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.

Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195

Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста / В.С. Бобер // Студенческая наука XXI века. - 2015. - № 3. - С. 40-41. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24718256_93432595.pdf

Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.

Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 218 с.

Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - С. 68-70. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41661917_70016610.pdf 

Везетиу Е.В. Сущность понятия «трудовое воспитание» детей дошкольного возраста / Е.В. Везетиу, К.С. Пикалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 45-50. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23826221_77079446.pdf 

Вологдина, И. В. Проблема социализации и социального развития детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии и педагогике / И. В. Вологдина // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года / Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. – Москва: Издательство «Перо», 2020. – С. 90-98.

Вольвач, О. В. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте / О. В. Вольвач // Наука и образование: проблемы и перспективы : Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Электронный ресурс, Бийск, 30 апреля 2020 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2020. – С. 112-116.

Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений : учебное пособие для вузов / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.

Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 253 с.

Горбунова, О. И. Роль инновации в современной дошкольной педагогике / О. И. Горбунова // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Омск, 03 июня 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 38-40.

Декман И.Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Декман, О.В. Громоздина // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 9 (38). - С. 18-26. - https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-interesa-k-trudu-v-protsesse-kollektivnojtrudovoj-deyatelnosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.

Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 111 с.

Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 50-52. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38148740_85904214.pdf

Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 183 с.

Жарова, Е. В. Педагогические средства развития речи детей дошкольного возраста / Е. В. Жарова // Актуальные проблемы специального образования : Сборник научных трудов. – Тверь : Общество с ограниченной ответственностью «Психолого-педагогическая академия», 2020. – С. 38-43.

Завьялова, Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.

Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 149 с. 

Иванова Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108). - С. 38-46. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38510538_62595345.pdf

К вопросу о формировании творческих способностей у детей дошкольного возраста / И. А. Яковлева, Т. В. Вишневецкая, М. Н. Сидорчук, Е. И. Жульева // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 января 2020 года. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 172-177.

Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – № 2. – С. 4-9.

Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 202 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское