Курсовая работа|Педагогика

Развитие внимания у младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 31

Введение

Глава 1.Теоретический аспект процесса развития внимания у младших школьников

1.1Понятие, виды и функции внимания

1.2Условия развития внимания младших школьников

1.3Особенности развития внимания младших школьников

Глава 2.Практический аспект развития внимания у младших школьников

2.1Характеристика методик

2.2Ход экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Развитие внимания у младших школьников является важным аспектом их обучения и развития в целом. Внимание играет ключевую роль в усвоении новых знаний, формировании навыков и умений, а также в развитии познавательных процессов. Недостаток внимания может привести к снижению успеваемости и восприятию информации, а также к ухудшению памяти и концентрации внимания.

Развитие внимания у младших школьников помогает им лучше сосредоточиться на учебном материале, улучшает их память, способности к анализу и решению задач. Также развитие внимания способствует формированию навыков саморегуляции, адаптации к новым условиям и управлению своим поведением.

В целом, умение контролировать и управлять своим вниманием является важным навыком для успешной учебной деятельности и для достижения успехов в жизни в целом.

Изучение развития внимания у младших школьников является актуальным в свете современной образовательной практики и требований образовательных стандартов. Внимание является одним из важных аспектов познавательного развития ребенка, необходимым условием успешной учебной деятельности и адаптации в социуме. Изучение особенностей и механизмов развития внимания у младших школьников позволяет выявить проблемные моменты в учебном процессе и разработать эффективные методы работы с детьми.

Цель исследования: изучить аспекты развития внимания у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Дать понятие, описать виды и функции внимания;
  2. Охарактеризовать условия развития внимания младших школьников;

3.Обосновать особенности развития внимания младших школьников;

4.Дать характеристику выбранных методик;

  1. Описать ход экспериментальной работы.

Объект исследования: младшие школьники.

Предмет исследования: процесс развития внимания  у младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ источников по заданной тематике, практический эксперимент.

База исследования: МОУ СОШ №168 Канавинского р-на г. Нижнего Новгорода.

 

Глава 1.Теоретический аспект процесса развития внимания у младших школьников

1.1Понятие, виды и функции внимания

Внимание – это психический процесс, который позволяет сосредоточиться на каком-либо объекте или явлении, игнорируя другие. Оно представляет собой способность организма к выбору определенной информации из потока восприятия[2].

Основными видами внимания являются:

  1. Пространственное внимание – направленность внимания на определенные объекты в пространстве.

Оно помогает ребенку лучше ориентироваться в пространстве, быстро и точно находить нужные предметы, сосредотачиваться на задании и избегать ошибок. Развитие пространственного внимания у младших школьников помогает им лучше усваивать материал по геометрии, топографии, картографии и другим наукам, а также улучшает их умение управлять своим поведением и регулировать свои эмоции. Таким образом, развитие пространственного внимания играет важную роль в успешном учебном и социальном взаимодействии младших школьников.

  1. Временное внимание – способность ориентироваться во времени.

Оно включает в себя способность человека фокусировать свое внимание на определенные события или задачи в определенное время и продолжительность времени. Временное внимание позволяет нам планировать, организовывать свое время и отслеживать изменения в окружающем нас мире.  Оно также помогает нам контролировать свои реакции на различные события и ситуации.

  1. Распределительное внимание – способность распределять внимание между несколькими объектами.

Согласно психологии, распределительное внимание – это способность человека удерживать внимание на нескольких объектах и задачах одновременно. Эта способность особенно важна в условиях быстро меняющейся информации, когда необходимо определить, какой объект наиболее важен для выполнения задачи. Распределительное внимание может требоваться во многих областях, включая работу на компьютере, вождение автомобиля, спорт и многие другие[5].

  1. Устойчивое внимание – способность сохранять внимание на одном объекте в течение длительного времени.

Устойчивое внимание - это способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте и сохранять внимание на нем. Это важная психологическая функция, которая позволяет человеку эффективно выполнять задачи, требующие продолжительной концентрации внимания, например, чтение, написание, работа на компьютере и т.д. Устойчивое внимание может быть улучшено тренировками и практикой. Кроме того, здоровый образ жизни, адекватный сон и питание, а также психологическое здоровье также играют роль в поддержании и улучшении устойчивого внимания.

Функции внимания:

  1. Ориентационная функция – позволяет ориентироваться в окружающей среде.

Ориентационная функция в психологии - это способность человека ориентироваться в окружающей среде и быстро узнавать объекты, людей, звуки, запахи и другие элементы окружающей среды. Это связано с работой восприятия и обработки информации в мозге. Человек, обладающий хорошо развитой ориентационной функцией, быстрее и точнее адаптируется к новым условиям и ситуациям в окружающем мире.

  1. Концентрационная функция – способность сосредоточиваться на выполнении одной задачи без отвлечения на другие объекты или явления.

Она также связана с продолжительностью сохранения внимания на объекте.

  1. Регулятивная функция – способность контролировать собственное внимание и переключаться между задачами.

Дополнительно можно отметить, что устойчивое внимание - это способность сохранять сконцентрированное внимание на объекте в течение длительного времени при возможном появлении отвлекающих факторов. Это также связано с способностью быстро вернуть внимание к задаче после отвлечения. Устойчивое внимание является важной психологической характеристикой, способствующей эффективному выполнению задач и принятию рациональных решений.

  1. Познавательная функция – способность выбирать и обрабатывать необходимую информацию.

Она также включает в себя способность критически оценивать информацию и искать новые источники знаний.

  1. Эмоционально-мотивационная функция – связана с чувствами и мотивацией, определяет направленность внимания на те объекты, которые вызывают наибольший интерес.

Дополнительно можно отметить, что эмоционально-мотивационная функция также влияет на выделение ресурсов внимания для решения задач, связанных с достижением личных целей и удовлетворением потребностей, а также на оценку значимости информации и выбор стратегии ее обработки.

  1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова . - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
    2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
    3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
    4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
    5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
    6. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 343 c.
    7. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 366 c.
    8. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2008. - 668 c.
    9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. - М.: ПО России, 2009. - 512 c.
    10. Гонина, О.О. Психология развития и возрастная психология (для бакалавров) / О.О. Гонина. - М.: КноРус, 2014. - 232 c.
    11. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 174 c.
    12. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
    13. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш. - М.: КДУ, 2013. - 264 c.
    14. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: КДУ , 2013. - 264 c.
    15. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
    16. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 c.
    17. Казанская, К.О. ВПС: Возрастная психология. Конспект лекций. / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2008. - 160 c.
    18. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
    19. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
    20. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. - М.: Вузовский учебник, НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 c.
    21. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2017. - 319 c.
    22. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология: Учебное пособие / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2013. - 288 c.
    23. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c.
    24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
    25. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: ПО России, 2004. - 442 c.
    26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
    27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
    28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. - 460 c.
    29. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2010. - 48 c.
    30. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.
    31. Столяренко, Л.Д. Возрастная психология: Учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2011. - 288 c.
    32. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.
    33. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
    34. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
    35. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
    36. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
    37. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2009. - 349 c.
    38. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское