Введение
Глава 1.Теоретический аспект процесса развития внимания у младших школьников
1.1Понятие, виды и функции внимания
1.2Условия развития внимания младших школьников
1.3Особенности развития внимания младших школьников
Глава 2.Практический аспект развития внимания у младших школьников
2.1Характеристика методик
2.2Ход экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Развитие внимания у младших школьников является важным аспектом их обучения и развития в целом. Внимание играет ключевую роль в усвоении новых знаний, формировании навыков и умений, а также в развитии познавательных процессов. Недостаток внимания может привести к снижению успеваемости и восприятию информации, а также к ухудшению памяти и концентрации внимания.
Развитие внимания у младших школьников помогает им лучше сосредоточиться на учебном материале, улучшает их память, способности к анализу и решению задач. Также развитие внимания способствует формированию навыков саморегуляции, адаптации к новым условиям и управлению своим поведением.
В целом, умение контролировать и управлять своим вниманием является важным навыком для успешной учебной деятельности и для достижения успехов в жизни в целом.
Изучение развития внимания у младших школьников является актуальным в свете современной образовательной практики и требований образовательных стандартов. Внимание является одним из важных аспектов познавательного развития ребенка, необходимым условием успешной учебной деятельности и адаптации в социуме. Изучение особенностей и механизмов развития внимания у младших школьников позволяет выявить проблемные моменты в учебном процессе и разработать эффективные методы работы с детьми.
Цель исследования: изучить аспекты развития внимания у младших школьников.
Задачи исследования:
- Дать понятие, описать виды и функции внимания;
- Охарактеризовать условия развития внимания младших школьников;
3.Обосновать особенности развития внимания младших школьников;
4.Дать характеристику выбранных методик;
- Описать ход экспериментальной работы.
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: процесс развития внимания у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ источников по заданной тематике, практический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ №168 Канавинского р-на г. Нижнего Новгорода.
Глава 1.Теоретический аспект процесса развития внимания у младших школьников
1.1Понятие, виды и функции внимания
Внимание – это психический процесс, который позволяет сосредоточиться на каком-либо объекте или явлении, игнорируя другие. Оно представляет собой способность организма к выбору определенной информации из потока восприятия[2].
Основными видами внимания являются:
- Пространственное внимание – направленность внимания на определенные объекты в пространстве.
Оно помогает ребенку лучше ориентироваться в пространстве, быстро и точно находить нужные предметы, сосредотачиваться на задании и избегать ошибок. Развитие пространственного внимания у младших школьников помогает им лучше усваивать материал по геометрии, топографии, картографии и другим наукам, а также улучшает их умение управлять своим поведением и регулировать свои эмоции. Таким образом, развитие пространственного внимания играет важную роль в успешном учебном и социальном взаимодействии младших школьников.
- Временное внимание – способность ориентироваться во времени.
Оно включает в себя способность человека фокусировать свое внимание на определенные события или задачи в определенное время и продолжительность времени. Временное внимание позволяет нам планировать, организовывать свое время и отслеживать изменения в окружающем нас мире. Оно также помогает нам контролировать свои реакции на различные события и ситуации.
- Распределительное внимание – способность распределять внимание между несколькими объектами.
Согласно психологии, распределительное внимание – это способность человека удерживать внимание на нескольких объектах и задачах одновременно. Эта способность особенно важна в условиях быстро меняющейся информации, когда необходимо определить, какой объект наиболее важен для выполнения задачи. Распределительное внимание может требоваться во многих областях, включая работу на компьютере, вождение автомобиля, спорт и многие другие[5].
- Устойчивое внимание – способность сохранять внимание на одном объекте в течение длительного времени.
Устойчивое внимание - это способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте и сохранять внимание на нем. Это важная психологическая функция, которая позволяет человеку эффективно выполнять задачи, требующие продолжительной концентрации внимания, например, чтение, написание, работа на компьютере и т.д. Устойчивое внимание может быть улучшено тренировками и практикой. Кроме того, здоровый образ жизни, адекватный сон и питание, а также психологическое здоровье также играют роль в поддержании и улучшении устойчивого внимания.
Функции внимания:
- Ориентационная функция – позволяет ориентироваться в окружающей среде.
Ориентационная функция в психологии - это способность человека ориентироваться в окружающей среде и быстро узнавать объекты, людей, звуки, запахи и другие элементы окружающей среды. Это связано с работой восприятия и обработки информации в мозге. Человек, обладающий хорошо развитой ориентационной функцией, быстрее и точнее адаптируется к новым условиям и ситуациям в окружающем мире.
- Концентрационная функция – способность сосредоточиваться на выполнении одной задачи без отвлечения на другие объекты или явления.
Она также связана с продолжительностью сохранения внимания на объекте.
- Регулятивная функция – способность контролировать собственное внимание и переключаться между задачами.
Дополнительно можно отметить, что устойчивое внимание - это способность сохранять сконцентрированное внимание на объекте в течение длительного времени при возможном появлении отвлекающих факторов. Это также связано с способностью быстро вернуть внимание к задаче после отвлечения. Устойчивое внимание является важной психологической характеристикой, способствующей эффективному выполнению задач и принятию рациональных решений.
- Познавательная функция – способность выбирать и обрабатывать необходимую информацию.
Она также включает в себя способность критически оценивать информацию и искать новые источники знаний.
- Эмоционально-мотивационная функция – связана с чувствами и мотивацией, определяет направленность внимания на те объекты, которые вызывают наибольший интерес.
Дополнительно можно отметить, что эмоционально-мотивационная функция также влияет на выделение ресурсов внимания для решения задач, связанных с достижением личных целей и удовлетворением потребностей, а также на оценку значимости информации и выбор стратегии ее обработки.