Курсовая работа|Педагогика

курсовая Дифференциация и индивидуализация при обучении математике в основной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 27

Введение 

Глава 1.  Теоретические основы дифференциации и индивидуализации в обучении математике в основной школе

  • Специфика дифференцированного подхода к обучению математике в основной школе
  • Индивидуализация в обучении математике в основной школе
  • Профильное обучение математике

Глава 2. Методика организации дифференцированного  обучения математике в основной школе

2.1. Анализ нормативных документов по вопросам дифференцированного обучения

2.2. Особенности обучения математике с использованием дифференцированных заданий (на примере темы «Свойства степеней с натуральным показателем»)

Заключение

Библиографический список

Реорганизация системы образования предполагает направленность на поддержку учащихся в течение всего периода обучения,  что характеризуется удовлетворением их потребностей в системе учебного процесса. В связи с тем, что каждое отдельное образовательное учреждение стремится придерживаться личностного подхода к каждому ученику в своей направленности, а также следует определенным учебным планам, все чаще встаёт вопрос дифференциации в образовательном процессе. Так, приоритетом выступает индивидуальный подход к ученику, с учётом его кругозора, способностей, которые требуют развития, приоритетной направленности к гуманитарным или точным наукам, необходимости получения практического опыта и т.п.

Дифференцированная система образования, как один из видов учебного процесса, рассматривается многими зарубежными и отечественным исследователями достаточно продолжительное время. Отмечается, что интеграция данной системы благоприятно влияет на процессы индивидуализации, что в свою очередь помогает развивать личность ребёнка во всем ее многообразии.

Анализируя методические источники в сфере педагогики и психологии,  можно выделить следующих авторов, в трудах которых раскрывается понятие дифференцированного обучения:  С. В. Алексеева, В. Г. Болтянского, А. А. Бударного, Г. Д. Глейзера, В. А. Гусева, А. П. Зенькович, А. А. Кирсанова, В. С. Копылова, Т. Е. Кузьменковой, Е. С. Рабунского, В. И. Селиванова, И. Э. Унт, Р. А. Утеевой, В. В. Фирсова и др.

Проблема дифференциации обучения в настоящее время становится особенно актуальной в связи с переходом школ на новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, в основе которого лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося [23]. Поэтому возникает вопрос о  необходимости обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставить наиболее благоприятные возможности для развития интересов, способностей и склонностей, индивидуальных запросов каждого ученика.

Цель исследования: рассмотреть методические основы организации дифференциации обучения математике в основной школе.

Объект исследования: процесс преподавания математики в основной школе.

Предмет исследования: дифференциация и индивидуализация в обучении математике.

Задачи исследования:

  1. Определить специфику дифференцированного подхода к обучению математике в основной школе.
  2. Проанализировать нормативные документы по вопросам дифференциации в школе.
  3. Разработать комплекс разноуровневых заданий по алгебре для учащихся 7 класса.

Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов по теме исследования;  изучение научной и учебно-методической литературы

 

Глава 1. Теоретические основы дифференциации и индивидуализации в обучении математике в основной школе

  • Специфика дифференцированного подхода к обучению математике в основной школе

В современном мире наблюдается смена парадигмы образовательного процесса с классического к более новаторскому подходу, в том числе -интегративному. Но реорганизация образовательной системы не может в полной мере стать катализатором внедрения дифференциации, т.к. в практической поле она предполагает разноуровневое обучение, для которого, в первую очередь,  необходима соответствующая компетентность педагогов. Учителю необходимо уметь рационально распределить уровней и домашний виды работы, которые будут отвечать индивидуальным потребностям учеников и ориентироваться на их типологию.

Интеграцию в обучение дифференцированного подхода и возникающих в связи с этим проблематику изучали М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман и др.; рассматривали данный подход с позиции визуального контекста подачи учебного материала такие авторы как;  С. Б. Верченко, О. И. Галкина, В. П. Зинченко, И. Я. Каплунович, Г. Г. Маслова, М. В. Пидручная, Н. С. Подходова, Н. А. Резник, Е. В. Советова, А. Я. Цукарь, И. С. Якиманская и др.

Не смотря на широкий круг теоретической исследования специфики дифференцированного обучения, на практике оно реализуется не в полной мере.

 Основной точной наукой, которая изучается в школьном учреждении, является математика. В связи с тем, что её изучение предполагает наличие базы знаний предыдущих классов, а также нарастающей сложности её освоения, на том или ином этапе обучения наглядно видно разделение учеников по уровню освоения предмета. Некоторые учащиеся на недостаточно уровне владеют теоретическими знаниями и не могут совершать соответствующие шаблоны операции, кроме того, они испытывают трудности в изучении нового материала, за неимением основной базы математических знаний. Некоторые учащиеся, напротив, усваивают материал в полном объёме,  могут оперировать соответствующими математическими понятиями, разрешать поставленные задачи и использовать для этого нестандартные методы решения. Очевидно, что получение знаний- процесс сугубо индивидуальный, зависящее от физиологических, психологических и интеллектуальных способностей ребенка, а потому система дифференциации становится ещё более актуальной.

  1. Аввакумова И.А.; Липатникова И.Г.; Потапова Г.В. Практикум по теории и методике обучения математике. Екатеринбург. 2003. – С.129.
  2. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка.//Вопросы психологии. 2011. - №5. – С.10.
  3. Болтянский В.Г.; Глейзер Г.Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования//Математика в школе. 1988. - №3.- С.9.
  4. Григорьева Т. В. Дифференцированные коррекционно-развивающие задания для развития познавательных способностей у учащихся классов компенсирующего обучения//Первое сентября, 2007.
  5. Гердо Н.В. Отличительные особенности дифференциации и индивидуализации обучения в современных условиях// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – 2012 . - №1. - С.42-47.
  6. Дахин А.Н. К вопросу о разноуровневом обучении// Математика в школе. 2013. - №4. – С.39.
  7. Дорофеев Г.В. ; Кузнецова Л.В. «Дифференциация в обучении математике// Математика в школе. 1990. - №4. С.8.
  8. Дробышева И.В. Мотивация: дифференцированный подход. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе», 2001 - №4. –С.9.
  9. Закон Российской Федерации об образовании. - М.: Новая школа, -1992 - С. 56.
  10. Курбатова Н.Н. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математике как факторы формирования социального здоровья учащихся.// Молодой ученый. – 2022. - №30. – С.131-133.
  11. Лаврентьев Г.В. Использование комплекса технологий для обучения математике в школе.// Школьные технологии. – 2012. - №2. – С.115-120.
  12. Липатникова И.Г. Рефлексивный подход к обучению математике учащихся основной школы в контексте развивающего обучения// ГОУ ВПО « Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. 2005. – С.395.
  13. Михалёва Т.Б., Михалёв А.А. Дополнительная подготовка по математике - дифференциация и индивидуализация обучения //Международный научный журнал «Символ науки» - 2018 -№3.- С 73-79.
  14. Мордкович А.Г. //Алгебра 7 класс. Учебник - М.: Просвещение, 2021.
  15. Мордкович А.Г., Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская// Алгебра 7 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2013. - 271 с.
  16. Махова И.П. Методика использования дифференцированных заданий при изучении раздела «Экономико-географическая характеристика мира» в курсе географии 10 класса: СПб., 1998. [Электронный ресурс]. URL:http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodika-ispolzovanija differencirovannyh-zadanij-pri-izuchenii-razdela-obwaja.html (дата обращения: 17.10.2022г)
  17. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной образовательной школе //Завуч. - 2003. -№8.
  18. Рафикова Ф. М.Профильная дифференциация обучения математике в средней школе : монография / Ф. М. Рафикова. - Стерлитамак, 2000. -С.22
  19. Романова О.В. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы// Траектория науки - 2016г. - №12. - С.16-21.
  20. Рыбников К.А. К вопросу о дифференциации обучения//Математика в школе. 1988. №5. – С.16.
  21. Скибина Я.В. проблема индивидуализации обучения в современных условиях// Научный журнал - 2016г. -№123 - С.11.
  22. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990 – С.192.
  23. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287. https://школа-цпм.рф/wp-content/uploads/2023/01/fgos-ooo-novyj.pdf.
  24. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт , утвержденный приказом Минпросвещения России от 17.12.2010 №1897 https://nouellada.mskobr.ru/files/fgos_ooo.pdf.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское