Введение
Глава 1. Теоретические основы дифференциации и индивидуализации в обучении математике в основной школе
- Специфика дифференцированного подхода к обучению математике в основной школе
- Индивидуализация в обучении математике в основной школе
- Профильное обучение математике
Глава 2. Методика организации дифференцированного обучения математике в основной школе
2.1. Анализ нормативных документов по вопросам дифференцированного обучения
2.2. Особенности обучения математике с использованием дифференцированных заданий (на примере темы «Свойства степеней с натуральным показателем»)
Заключение
Библиографический список
Реорганизация системы образования предполагает направленность на поддержку учащихся в течение всего периода обучения, что характеризуется удовлетворением их потребностей в системе учебного процесса. В связи с тем, что каждое отдельное образовательное учреждение стремится придерживаться личностного подхода к каждому ученику в своей направленности, а также следует определенным учебным планам, все чаще встаёт вопрос дифференциации в образовательном процессе. Так, приоритетом выступает индивидуальный подход к ученику, с учётом его кругозора, способностей, которые требуют развития, приоритетной направленности к гуманитарным или точным наукам, необходимости получения практического опыта и т.п.
Дифференцированная система образования, как один из видов учебного процесса, рассматривается многими зарубежными и отечественным исследователями достаточно продолжительное время. Отмечается, что интеграция данной системы благоприятно влияет на процессы индивидуализации, что в свою очередь помогает развивать личность ребёнка во всем ее многообразии.
Анализируя методические источники в сфере педагогики и психологии, можно выделить следующих авторов, в трудах которых раскрывается понятие дифференцированного обучения: С. В. Алексеева, В. Г. Болтянского, А. А. Бударного, Г. Д. Глейзера, В. А. Гусева, А. П. Зенькович, А. А. Кирсанова, В. С. Копылова, Т. Е. Кузьменковой, Е. С. Рабунского, В. И. Селиванова, И. Э. Унт, Р. А. Утеевой, В. В. Фирсова и др.
Проблема дифференциации обучения в настоящее время становится особенно актуальной в связи с переходом школ на новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, в основе которого лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося [23]. Поэтому возникает вопрос о необходимости обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставить наиболее благоприятные возможности для развития интересов, способностей и склонностей, индивидуальных запросов каждого ученика.
Цель исследования: рассмотреть методические основы организации дифференциации обучения математике в основной школе.
Объект исследования: процесс преподавания математики в основной школе.
Предмет исследования: дифференциация и индивидуализация в обучении математике.
Задачи исследования:
- Определить специфику дифференцированного подхода к обучению математике в основной школе.
- Проанализировать нормативные документы по вопросам дифференциации в школе.
- Разработать комплекс разноуровневых заданий по алгебре для учащихся 7 класса.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов по теме исследования; изучение научной и учебно-методической литературы
Глава 1. Теоретические основы дифференциации и индивидуализации в обучении математике в основной школе
- Специфика дифференцированного подхода к обучению математике в основной школе
В современном мире наблюдается смена парадигмы образовательного процесса с классического к более новаторскому подходу, в том числе -интегративному. Но реорганизация образовательной системы не может в полной мере стать катализатором внедрения дифференциации, т.к. в практической поле она предполагает разноуровневое обучение, для которого, в первую очередь, необходима соответствующая компетентность педагогов. Учителю необходимо уметь рационально распределить уровней и домашний виды работы, которые будут отвечать индивидуальным потребностям учеников и ориентироваться на их типологию.
Интеграцию в обучение дифференцированного подхода и возникающих в связи с этим проблематику изучали М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман и др.; рассматривали данный подход с позиции визуального контекста подачи учебного материала такие авторы как; С. Б. Верченко, О. И. Галкина, В. П. Зинченко, И. Я. Каплунович, Г. Г. Маслова, М. В. Пидручная, Н. С. Подходова, Н. А. Резник, Е. В. Советова, А. Я. Цукарь, И. С. Якиманская и др.
Не смотря на широкий круг теоретической исследования специфики дифференцированного обучения, на практике оно реализуется не в полной мере.
Основной точной наукой, которая изучается в школьном учреждении, является математика. В связи с тем, что её изучение предполагает наличие базы знаний предыдущих классов, а также нарастающей сложности её освоения, на том или ином этапе обучения наглядно видно разделение учеников по уровню освоения предмета. Некоторые учащиеся на недостаточно уровне владеют теоретическими знаниями и не могут совершать соответствующие шаблоны операции, кроме того, они испытывают трудности в изучении нового материала, за неимением основной базы математических знаний. Некоторые учащиеся, напротив, усваивают материал в полном объёме, могут оперировать соответствующими математическими понятиями, разрешать поставленные задачи и использовать для этого нестандартные методы решения. Очевидно, что получение знаний- процесс сугубо индивидуальный, зависящее от физиологических, психологических и интеллектуальных способностей ребенка, а потому система дифференциации становится ещё более актуальной.