Введение.
- Методы и современные технологии в изучении зарубежной литературы.
1.1.Методика обучения зарубежной литературы в школе.
1.2. Приемы изучения зарубежной литературы.
- Современные технологии в изучении зарубежной литературы.
2.1. Инновационные типы уроков литературы.
2.2. Проектная деятельность с использованием ИКТ на уроках зарубежной литературы
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение
Школа работает в быстро изменяющихся условиях. Давно назрела пора менять многое и в методике преподавания литературы.
Предлагаемая система обучения основывается на многолетнем опыте работы в школе. Большей частью разговор пойдет о книгах зарубежных писателей, включенных в программы, но в сравнительно-сопоставительном плане затрагиваются и произведения Крылова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, Короленко и других отечественных авторов.
Таким образом, немногие часы, отведенные на изучение иностранных классиков и современных зарубежных писателей, предоставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса.
Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Ее изучение в школе - нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических норм.
Изучение зарубежной литературы способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы.
Школьный курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.
В современном преподавании зарубежной литературы существует немало трудностей: несовершенство программ, малое количество и невысокое качество методической литературы и др. В настоящее время требуется переосмыслить подход к изучению зарубежной литературы, он должен стать системным, учитывать возраст учеников и не оставлять у них обрывочные, фрагментарные знания.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Цель исследования рассмотреть пути изучения зарубежной литературы в современной школе с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать методики обучения зарубежной литературы в школе;
- выявить приемы изучения зарубежной литературы;
- определить инновационные типы уроков литературы;
- осветить проектную деятельность с использованием ИКТ на уроках зарубежной литературы.
1. Методы и современные технологии в изучении зарубежной литературы
1.1.Методика обучения зарубежной литературы в школе
Новый в школьной практике курс зарубежной литературы существенным образом отличается от литературных курсов прошлого, когда на протяжении учебного года изучались произведения одного столетия или полстолетия (т.е. одной культурной эпохи), созданные по принципам одной эстетичной системы. Изучение зарубежной литературы, в которой объединяются произведения разных возрастов и народов, усложняется необходимостью учитывать национальную своеобразность литератур, исторические изменения условий общественной жизни, а следствие этого и проблематики литературных произведений, идеологических приоритетов,- художественных систем, аксиологических критериев. Такая особенность нового курса предопределяет необходимость построения новых методологических принципов с учетом специфики предмета.
Первый шаг к решению проблемы сделано. Согласно «Государственному стандарту базовой полной общей среднеобразовательной концепции курса и в действующих программах обнародованные основные принципы курса зарубежной литературы: «Концепция программы основывается на таких принципах: … взаимосвязи аксиологического, эстетичного и культурологического подходов к изучению художественного произведения в школе». Подчеркивается задача: «Учить школьников воспринимать литературное произведение как художественное явление, понимать его художественную своеобразность, особенности индивидуального стиля автора, рассматривать его в контексте развития культуры». Те же принципы провозглашались и в другой программе: «Программа построена за тремя основными линиями Государственного стандарта: аксиологической, литературоведческой, культурологической…»[1]
Принципы новой методологии нуждаются в детальном освещении их сути и разработки способов и приемов введения их в практику преподавания литературы. К сожалению, эта проблема стала предметом свободного дискурсу в поисках решения поставленных задач в условиях развития постмодернистских теорий, которые претендуют на роль общей теории современного искусства. В современной школьной практике ощущается влияние этих теорий, вопреки их декларированию «отрицательного отношения к положительным знаниям». Без достаточного ознакомления с этими теориями и представление о том, отвечают ли они задачам школы, отдельные рекомендации этих теорий пропагандируются как признака современного мышления и новой методики.
Изучение любого предмета может быть успешным лишь при соответствии методологических подходов и методических приемов поставленной цели. На времени - спешная необходимость рассмотреть, насколько додерживается это соответствие при изучении литературы.
Преподавание литературы в общеобразовательной школе сегодня строится согласно традиционной программе Т.Ф. Курдюмовой. Гораздо менее распространены другие программы, в том числе программа А.Г. Кутузова, которая, отличается рядом достоинств. Это объясняется многими факторами. Одним из них является некоторая боязнь обилия произведений зарубежной литературы, которые включены в данную программу.
В целом методика обучения зарубежной литературе опирается на общеметодические требования.
Несомненно, курс русской литературы обладает важным и актуальным для современного воспитательно-образовательного достоинством в области гражданско-патриотического воспитания, а именно – призван воспитать любовь и уважение к национальным памятникам литературы. Однако обращение к произведениям зарубежных авторов параллельно с изучением отечественной литературы не умоляет достоинств последней, а, напротив, позволяет адекватно оценить нравственно-эстетическую уникальность русской литературы в контексте литературы мировой и, по мнению автора другой вариативной программы по литературе, Б.А. Ланин, «дает возможность установить принципы культурного взаимодействия нардов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию»[2].
[1]Богданова О.Ю., Леонов С.А. Методика преподавания литературы. – М.: Дрофа, 2010. С. 94
[2]Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Эксмо, 2007. С. 3-4