Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Изучение иностранной литературы в школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 27

Введение. 

  1. Методы и современные технологии в изучении зарубежной литературы. 

1.1.Методика обучения зарубежной литературы в школе. 

1.2. Приемы изучения зарубежной литературы. 

  1. Современные технологии в изучении зарубежной литературы.

2.1. Инновационные типы уроков  литературы.

2.2. Проектная деятельность с использованием ИКТ на уроках зарубежной литературы  

Заключение. 

Список использованной литературы.

Приложение

Школа работает в быстро изменяющихся условиях. Давно назрела пора менять многое и в методике преподавания литературы.

Предлагаемая  система обучения основывается на многолетнем опыте работы в школе. Большей частью разговор пойдет о книгах зарубежных писателей, включенных в программы, но в сравнительно-сопоставительном плане затрагиваются и произведения Крылова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, Короленко и других отечественных авторов.

Таким образом, немногие часы, отведенные на изучение иностранных классиков и современных зарубежных писателей, предоставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса.

Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Ее изучение в школе - нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических норм.

Изучение зарубежной литературы способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы.

Школьный курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.

В современном преподавании зарубежной литературы существует немало трудностей: несовершенство программ, малое количество и невысокое качество методической литературы и др. В настоящее время требуется переосмыслить подход к изучению зарубежной литературы, он должен стать системным, учитывать возраст учеников и не оставлять у них обрывочные, фрагментарные знания.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Цель исследования  рассмотреть пути изучения зарубежной литературы в современной  школе с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать методики обучения зарубежной литературы в школе;

- выявить приемы изучения зарубежной литературы;

- определить инновационные типы уроков  литературы;

-  осветить проектную деятельность с использованием ИКТ на уроках зарубежной литературы.

 

1. Методы и современные технологии в изучении зарубежной литературы

1.1.Методика обучения зарубежной литературы в школе

Новый в школьной практике курс зарубежной литературы существенным образом отличается от литературных курсов прошлого, когда на протяжении учебного года изучались произведения одного столетия или полстолетия (т.е. одной культурной эпохи), созданные по принципам одной эстетичной системы. Изучение зарубежной литературы, в которой объединяются произведения разных возрастов и народов, усложняется необходимостью учитывать национальную своеобразность литератур, исторические изменения условий общественной жизни, а следствие этого и проблематики литературных произведений, идеологических приоритетов,- художественных систем, аксиологических критериев. Такая особенность нового курса предопределяет необходимость построения новых методологических принципов с учетом специфики предмета.

Первый шаг к решению проблемы сделано. Согласно «Государственному стандарту базовой полной общей среднеобразовательной  концепции курса и в действующих программах обнародованные основные принципы курса зарубежной литературы: «Концепция программы основывается на таких принципах: … взаимосвязи аксиологического, эстетичного и культурологического подходов к изучению художественного произведения в школе». Подчеркивается задача: «Учить школьников воспринимать литературное произведение как художественное явление, понимать его художественную своеобразность, особенности индивидуального стиля автора, рассматривать его в контексте развития культуры». Те же принципы провозглашались и в другой программе: «Программа построена за тремя основными линиями Государственного стандарта: аксиологической, литературоведческой, культурологической…»[1]

Принципы новой методологии нуждаются в детальном освещении их сути и разработки способов и приемов введения их в практику преподавания литературы. К сожалению, эта проблема стала предметом свободного дискурсу в поисках решения поставленных задач в условиях развития постмодернистских теорий, которые претендуют на роль общей теории современного искусства. В современной школьной практике ощущается влияние этих теорий, вопреки их декларированию «отрицательного отношения к положительным знаниям». Без достаточного ознакомления с этими теориями и представление о том, отвечают ли они задачам школы, отдельные рекомендации этих теорий пропагандируются как признака современного мышления и новой методики.

Изучение любого предмета может быть успешным лишь при соответствии методологических подходов и методических приемов поставленной цели. На времени - спешная необходимость рассмотреть, насколько додерживается это соответствие при изучении литературы.

Преподавание литературы в общеобразовательной школе сегодня строится согласно традиционной программе Т.Ф. Курдюмовой. Гораздо менее распространены другие программы, в том числе программа А.Г. Кутузова, которая, отличается рядом достоинств. Это объясняется многими факторами. Одним из них является некоторая боязнь обилия произведений зарубежной литературы, которые включены в данную программу.

В целом методика обучения зарубежной литературе опирается на общеметодические требования.

Несомненно, курс русской  литературы обладает важным и актуальным для современного воспитательно-образовательного достоинством в области гражданско-патриотического воспитания,  а именно – призван  воспитать любовь  и уважение к национальным памятникам литературы. Однако обращение к произведениям зарубежных авторов параллельно с изучением отечественной литературы не умоляет достоинств последней, а, напротив, позволяет адекватно оценить нравственно-эстетическую уникальность русской литературы в контексте литературы мировой и, по мнению автора другой вариативной программы по литературе, Б.А. Ланин, «дает возможность установить принципы культурного взаимодействия нардов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию»[2].

[1]Богданова О.Ю., Леонов С.А. Методика преподавания литературы. – М.: Дрофа, 2010. С. 94

[2]Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Эксмо,  2007.  С. 3-4

  1. Абушева Т.М. Литература 5-9 классы: (конспекты уроков (для работы  по всем образовательным программам).- Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А. Методика преподавания литературы. – М.: Дрофа, 2010. - 260 с.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе . 5- 9 классы.-М.: Вако, 2009. – 223 с.
  4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум-М, 2004. – 238 с.
  5. Вархушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 375 с.
  6. Голышева А.И. Зарубежная литература в школе. - Псков: ПГПИ, 2002. - 168 с.
  7. Жижина А.Д. Преподавание литературы на продвинутом этапе в средней школе (в контексте целостной системы непрерывного литературного образования): автореферат дис.. д-ра филол. наук: 13.00.02 / А.Д. Жижина; Центр филол. образования Ин-та содержания и методов обучения РАО.— М.: 2005. - 41 с.
  8. Иванова Э.И. Изучение зарубежной литературы в школе.5-9кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.
  9. Киселева Л.И. Изучение зарубежной литературы на уроках в старших классах: Методическое пособие для учителя. - Вологда, 2008. – 196 с.
  10. Курдюмова Т.Ф.   Изучение   литературы   в   5   классе.   Метод,     рекомендации. - М.: Просвещение, 2006. – 311 с.
  11. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Эксмо,   – 507 с.
  12. Михальская Н. П. Зарубежная литература. 8 – 9 кл.: Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и лицеев. – М.: Дрофа, 2002. – 342 с.
  13. Михальская Н. П. Зарубежная литература. 5 – 7 кл.: Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и лицеев. – М.: Дрофа, 2001. – 296 с.
  14. Марченко Е.М. К проблеме адекватного восприятия произведений разных видов искусства учащимися младшего школьного и подросткового возраста // Педагогика искусства. - 2008. - № 3. - С. 53-69.
  15. Практические занятия по зарубежной литературе. Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. 0201 «Русский язык и литература» / Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. - М.: Просвещение, 2011. – 461 с.
  16. Роговерс Е.С. Русская и зарубежная литература в школьном изучении. – М.: САГА Форум, 2012. – 401 с.
  17. Трапезникова Н.Зарубежная литература в средней школе.- Казань, 1982. – 198 с.
  18. ТураевС.В. Изучение зарубежной литературы в школе. –М.: просвещение,1982 – 160 с.
  19. Трикозенко И. В. Компаративный анализ на уроках зарубежной литературы в 10 классе // X городская открытая научно-практическая конференция «Грани творчества»: Краткие тезисы докладов/ Под.ред. д-ра техн. наук, проф. Е. И. Глинкина; Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2006. С. 18-22.
  20. Федченкова М.Л. Содержательный компонент школьного литературного образования (проблемы и перспективы литературного развития учащихся) // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - № 3. - С. 104-109.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское