Введение
Глава 1. Основы теории и методики изучения темы «География населения» в средней школе
1.1. Методические принципы обучения географии
1.2. Важнейшие аспекты изучения населения в социально-экономической географии России
Глава 2. Разработка урока по теме «Население Российской Федерации»
Заключение
Список использованной литературы
В комплексе географических исследований наряду с географическим изучением природной среды и хозяйства важное место занимает изучение населения. Что вполне закономерно, ведь одной из главных задач географии выступает региональный анализ природных условий, хозяйства и населения в их взаимосвязях, изучение пространственных динамических систем, возникающих в результате этих взаимосвязей в различных странах и районах. Само население выступает активнейшим компонентом таких пространственных систем, представляя собой главную производительную сил, совокупность потребителей и самовоспроизводящуюся единицу.
Рациональное распределение населения по территории страны, наиболее экономичные и в то же время удобные для людей формы расселения, эффективное использование трудовых ресурсов, важнейшие факторы повышения эффективности народного хозяйства в целом. В свою очередь трудовые ресурсы привлекают все большее внимание ученых и общественности нашей страны. Это вызвано связанными между собой явлениями – снижением рождаемости, нехваткой рабочей силы, которое ощущается во многих отраслях хозяйства и населенных пунктах, усиливающимся влиянием населения на развитие и размещение производства и, в конечном счете, на темпы экономического развития нашей страны. К тому же на фоне всемирного экономического кризиса положение трудовых ресурсов занимает видное положение в жизни каждого человека.
В этих условиях практическое значение географии населения как науки, которая помогает найти наиболее рациональные для народного хозяйства сочетание расселения и производства, усиливается. Отсюда следует необходимость более подробного ознакомления учащихся старших классов с прикладными аспектами географии населения, показать актуальность и значение этой отрасли знаний для развития хозяйства страны на современном этапе и в перспективе.
Объектом исследования является методика преподавания географии в школе.
В качестве предмета выступают особенности методики преподавания раздела «Население» в 9 классе средней школы.
Цель дипломной работы – изучить методические особенности преподавания раздела «Население».
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить методические аспекты обучения географии в школе;
2) Охарактеризовать особенности изучения населения в школьном курсе 9 класса социально-экономической географии России;
3) Составить методическую разработку урока по теме «Миграции населения»
Работа написана на основе изучения специальной методической литературы, статистических данных и материалов квалификационной практики.
1 Основы теории и методики изучения темы «География населения» в средней школе
1.1 Методические принципы обучения географии
Школьный курс географии охватывает обширный многообразный кругявлений, что определяет его существенную роль в расширении кругозораучащихся. В школьном курсе географии учащиеся знакомятся с разными источниками информации и зависимостей в природе и в хозяйстве, устанавливают сходства и различия между географическими явлениями и объектами, комплексно подходят к анализу процессов, происходящих в природе и в хозяйстве людей [6].
Обучение географии должно внести свой вклад в нравственное воспитание, выработки у учащихся чувства патриотизма, а также должно способствовать формированию гармонично развитой личности [6]. Общеобразовательные и воспитательные задачи школьной географии осуществляются в процессе обучения. Процесс обучения — это совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементам культуры умственного и физического труда.
Ранее в учебной деятельности учащихся преобладало запоминание и воспроизведение изучаемого материала, но очень слабо было представлено самостоятельное и творческое начало, столь важное в наше время. Поэтому возникла необходимость внести изменения в учебный процесс — активизировать мыслительную деятельность учащихся и на этой основе обеспечить развитие не только воспроизводящего, но и творческого мышления, познавательной самостоятельности и интересов к учению
1 Алексеев А.И. География: население и хозяйство России : Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, В.В. Николина. – М. : Просвещение, 1999. – 319с.
2 Атлас. География России : Природа и человек. Население и хозяйство. 8-9 классы / Под ред. О.А. Евтеева. – Омск : Омская карт, фаб., 2007. – 63 с.
3 География. 9 класс : поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева B.B. Николиной / Сост. С.А. Малиновская; Под ред. А.В. Перепёлкина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 170с.
4 География населения и размещение производства в школьном курсе географии : пособие для учителей / Под ред. Ж.А. Зайончковская. – М. : Просвещение, 1979. – 142 с.
5 География: население и хозяйство России : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Алексеев, B.B. Николина. – М. : Просвещение, 2000. – 336 с.
6 Даринский А.В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. – М. : Просвещение, 1975. – 368с.
7 ДаринскийА.В. Урок географии в средней школе / А.В. Даринский. – М. : Просвещение, 1984. – 144 с.
8 Дронов В.П. География России население и хозяйство : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. –М. : Дрофа, 2007. – 289 с.
9 Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России / Жижина Е.А. – М. : Вако, 2006. – 65 с.
10 Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы / Н.Ю. Маерова. – М. : Дрофа, 2004. – 310 с.
11 Методика обучения географии в средней школе / Под ред. Л.М. Пончешниковой. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.
12 Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс : Метод. пособие / Г.Н. Элькин. – СПб. : Паритет, 2002. – 256 с.