Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты обучаемости школьников.
1.1. Понятие обучаемости в психолого-педагогической литературе.
1.2. Показатели и компоненты обучаемости учащихся.
Глава 2. Эмпирическое исследование уровней обучаемости школьников.
2.1. Организация и проведение исследования.
2.2. Рекомендации по развитию обучаемости школьников.
Заключение.
Глоссарий.
Список использованных источников.
Приложение А.
Одной из наиболее значимых проблем педагогической психологии на современном этапе является проблема обучаемости. Это связано с внедрением в практику обучения образовательных программ, ориентированных на развитие продуктивного мышления школьников, а также на формирование у них умения анализировать процесс собственной познавательной деятельности.
В современной педагогической психологии имеется теоретический и эмпирический материал, отражающий противоречивость подходов к проблеме обучаемости: от признания обучаемости как эмпирической характеристики возможностей обучения (А.К. Маркова, Г. Клаус) до полного отрицания обучаемости как явления вообще (Р. Кэттел).
Различные подходы к изучению проблемы обучаемости можно встретить в исследованиях педагогов Ю.К. Бабанского, К.Д. Ушинского, Г. Клауса, Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, И.П. Подласового, Я.А. Пономарева, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской и многих других. Среди зарубежных исследователей можно выделить таких авторов, как Л.М. Термен, С. Берт, Ф. Вернон, Л. Ханфрейс и многих других, кто пытался в рамках исследования интеллекта понять, что из себя представляет обучаемость и как она с ним соотносится. В отечественной психологии имеется ряд работ, направленных на раскрытие понятия обучаемости и ее структуры. Проблема обучаемости поставлена в работах Б.Г. Ананьева, А.Я. Ивановой, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, У.В. Ульенковой и др.
К настоящему времени проблема обучаемости занимает одно из ведущих мест в отечественной и зарубежной педагогике и педагогической психологии, научный интерес к ее изучению основан на многогранности подходов к содержанию, способам ее диагностики. «Обучаемость» как категория педагогической психологии сложилась, однако недостаточно глубоко изучены условия обучаемости в современном образовательном процессе.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Психологическая характеристика обучаемости школьников в современных условиях».
Цель исследования: обобщить психолого-педагогические подходы к определению обучаемости школьников в современных условиях.
Объект исследования: обучаемость школьников.
Предмет исследования: психологическая характеристика обучаемости школьников.
Гипотеза исследования: обучение школьников в современных условиях требует учета уровня их обучаемости и создания условия для ее развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования выделены следующие задачи:
- провести анализ современного состояния проблемы обучаемости в психолого-педагогической литературе;
- раскрыть психологические особенности структурных компонентов обучаемости;
- выявить уровень обучаемости школьников на основе критериев диагностики обучаемости;
- определить психологические условия формирования обучаемости школьников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, метод экспертных оценок, констатирующий эксперимент.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по развитию обучаемости школьников, которые могут быть внедрены в образовательный процесс школы.
1 Теоретические аспекты обучаемости школьников
1.1 Понятие обучаемости в психолого-педагогической литературе
Долгое время обучаемость рассматривалась лишь как педагогическая проблема. В современной педагогике «обучаемость» рассматривается как индивидуальная характеристика ученика в аспекте его способности поддаваться педагогическому воздействию. Например, А.В. Петровский [19], рассматривая факторы, обеспечивающие успешность обучения, говорит о том, что обучаемость оказывает непосредственное влияние на эффективность формирования навыков и обучение приемам умственной деятельности.
Ю.К. Бабанский [1] определяет обучаемость как «внутренний компонент реальных учебных возможностей», который, в ряду других факторов, обеспечивает успешность всего учебного процесса.
И.П. Подласый [17] выделяет четыре генеральных фактора, определяющих в своей совокупности формирование продуктов дидактического процесса [17, с. 251]: учебный материал, организационно-педагогическое влияние, время и обучаемость. При этом обучаемость рассматривается им как «...способность (пригодность) школьников к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время» [там же, с. 254].
В концепции Г. Клауса [11] обучаемость рассматривается как компонент учебной деятельности, проявляющийся в ее характере, особенностях и стиле этой деятельности как результат целенаправленно организованного педагогического воздействия.
Аналогичные подходы можно встретить в исследованиях К.Д. Ушинского, Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, Я.А. Пономарева, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской и многих других.
В педагогике основное внимание уделяется проблеме организации педагогического процесса и учебного материала и практически не изучается вопрос о том, как именно обучаемость ребенка влияет на этот процесс. Иными словами, не раскрываются механизмы влияния обучаемости на эффективность процесса обучения. Также недостаточно внимания уделяется проблеме динамики обучаемости и факторам, определяющим ее уровень.
В педагогике предпринимались попытки проанализировать сущность понятия обучаемость. Например, И.П. Подласый, обобщив достаточно значительное количество исследований в педагогике, указывает, что обучаемость представляет собой совокупность двух комплексных факторов: обучаемость на уроках и обучаемость во внеурочной деятельности. Первый из них включает такие критерии, как уровень общей подготовки обучаемых, способность к овладению определенным учебным материалом, общие способности к учебно-познавательной деятельности, общие характеристики внимания, особенности мышления учащихся при изучении конкретного учебного предмета, общие характеристики мышления, психологические установки на сознательное и прочное усвоение учебного материала, мотивация обучения, темпы усвоения знаний, умений и др. В составе второго комплексного фактора среди прочих выделяются работоспособность и состояние здоровья [17].
Г. Клаус, работавший на стыке педагогики и психологии, указывает, что в основе обучаемости лежат следующие характеристики:
1) скорость учебной деятельности (быстрота, легкость, гибкость);
2) тщательность учебной деятельности (добросовестность, аккуратность, основательность);
3) мотивация учебной деятельности (активность, увлеченность, старательность);
4) регуляция учебной деятельности (самостоятельность, автономность, целенаправленность, настойчивость);
5) когнитивная ориентация учебной деятельности (осознанность, рациональность, экономичность) [11].