Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Обучаемость школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 32

Введение. 

Глава 1. Теоретические аспекты обучаемости школьников. 

1.1. Понятие обучаемости в психолого-педагогической литературе. 

1.2. Показатели и компоненты обучаемости учащихся. 

Глава 2. Эмпирическое исследование уровней обучаемости школьников. 

2.1. Организация и проведение исследования. 

2.2. Рекомендации по развитию обучаемости школьников. 

Заключение. 

Глоссарий. 

Список использованных источников. 

Приложение А.

Одной из наиболее значимых проблем педагогической психологии на современном этапе является проблема обучаемости. Это связано с внедрением в практику обучения образовательных программ, ориентированных на развитие продуктивного мышления школьников, а также на формирование у них умения анализировать процесс собственной познавательной деятельности.

В современной педагогической психологии имеется теоретический и эмпирический материал, отражающий противоречивость подходов к проблеме обучаемости: от признания обучаемости как эмпирической характеристики возможностей обучения (А.К. Маркова, Г. Клаус) до полного отрицания обучаемости как явления вообще (Р. Кэттел).

Различные подходы к изучению проблемы обучаемости можно встретить в исследованиях педагогов Ю.К. Бабанского, К.Д. Ушинского, Г. Клауса, Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, И.П. Подласового, Я.А. Пономарева, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской и многих других. Среди зарубежных исследователей можно выделить таких авторов, как Л.М. Термен, С. Берт, Ф. Вернон, Л. Ханфрейс и многих других, кто пытался в рамках исследования интеллекта понять, что из себя представляет обучаемость и как она с ним соотносится. В отечественной психологии имеется ряд работ, направленных на раскрытие понятия обучаемости и ее структуры. Проблема обучаемости поставлена в работах Б.Г. Ананьева, А.Я. Ивановой, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, У.В. Ульенковой и др.

К настоящему времени проблема обучаемости занимает одно из ведущих мест в отечественной и зарубежной педагогике и педагогической психологии, научный интерес к ее изучению основан на многогранности подходов к содержанию, способам ее диагностики. «Обучаемость» как категория педагогической психологии сложилась, однако недостаточно глубоко изучены условия обучаемости в современном образовательном процессе.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Психологическая характеристика обучаемости школьников в современных условиях».

Цель исследования: обобщить психолого-педагогические подходы к определению обучаемости школьников в современных условиях.

Объект исследования: обучаемость школьников.

Предмет исследования: психологическая характеристика обучаемости школьников.

Гипотеза исследования: обучение школьников в современных условиях требует учета уровня их обучаемости и создания условия для ее развития.

В соответствии с целью и гипотезой исследования выделены следующие задачи:

  1. провести анализ современного состояния проблемы обучаемости в психолого-педагогической литературе;
  2. раскрыть психологические особенности структурных компонентов обучаемости;
  3. выявить уровень обучаемости школьников на основе критериев диагностики обучаемости;
  4. определить психологические условия формирования обучаемости школьников.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, метод экспертных оценок, констатирующий эксперимент.

Практическая значимость: разработаны рекомендации по развитию обучаемости школьников, которые могут быть внедрены в образовательный процесс школы.

 

1 Теоретические аспекты обучаемости школьников

1.1 Понятие обучаемости в психолого-педагогической литературе

Долгое время обучаемость рассматривалась лишь как педагогическая проблема. В современной педагогике «обучаемость» рассматривается как индивидуальная характеристика ученика в аспекте его способности поддаваться педагогическому воздействию. Например, А.В. Петровский [19], рассматривая факторы, обеспечивающие успешность обучения, говорит о том, что обучаемость оказывает непосредственное влияние на эффективность формирования навыков и обучение приемам умственной деятельности.

Ю.К. Бабанский [1] определяет обучаемость как «внутренний компонент реальных учебных возможностей», который, в ряду других факторов, обеспечивает успешность всего учебного процесса.

И.П. Подласый [17] выделяет четыре генеральных фактора, определяющих в своей совокупности формирование продуктов дидактического процесса [17, с. 251]: учебный материал, организационно-педагогическое влияние, время и обучаемость. При этом обучаемость рассматривается им как «...способность (пригодность) школьников к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время» [там же, с. 254].

В концепции Г. Клауса [11] обучаемость рассматривается как компонент учебной деятельности, проявляющийся в ее характере, особенностях и стиле этой деятельности как результат целенаправленно организованного педагогического воздействия.

Аналогичные подходы можно встретить в исследованиях К.Д. Ушинского, Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, Я.А. Пономарева, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской и многих других.

В педагогике основное внимание уделяется проблеме организации педагогического процесса и учебного материала и практически не изучается вопрос о том, как именно обучаемость ребенка влияет на этот процесс. Иными словами, не раскрываются механизмы влияния обучаемости на эффективность процесса обучения. Также недостаточно внимания уделяется проблеме динамики обучаемости и факторам, определяющим ее уровень.

В педагогике предпринимались попытки проанализировать сущность понятия обучаемость. Например, И.П. Подласый, обобщив достаточно значительное количество исследований в педагогике, указывает, что обучаемость представляет собой совокупность двух комплексных факторов: обучаемость на уроках и обучаемость во внеурочной деятельности. Первый из них включает такие критерии, как уровень общей подготовки обучаемых, способность к овладению определенным учебным материалом, общие способности к учебно-познавательной деятельности, общие характеристики внимания, особенности мышления учащихся при изучении конкретного учебного предмета, общие характеристики мышления, психологические установки на сознательное и прочное усвоение учебного материала, мотивация обучения, темпы усвоения знаний, умений и др. В составе второго комплексного фактора среди прочих выделяются работоспособность и состояние здоровья [17].

Г. Клаус, работавший на стыке педагогики и психологии, указывает, что в основе обучаемости лежат следующие характеристики:

1) скорость учебной деятельности (быстрота, легкость, гибкость);

2) тщательность учебной деятельности (добросовестность, аккуратность, основательность);

3) мотивация учебной деятельности (активность, увлеченность, старательность);

4) регуляция учебной деятельности (самостоятельность, автономность, целенаправленность, настойчивость);

5) когнитивная ориентация учебной деятельности (осознанность, рациональность, экономичность) [11].

  1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский // Избр. пед. тр. / Сост. Ю.К. Бабанский. - М., 1989.
  2. Богоявленский, Д.Н.,. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М., 1959. – 134 с.
  3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2003. – 352 с..
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
  5. Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. - 1981. - №6.
  6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2000. - 359с.
  7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002.
  8. Иванова, А.Я. Методика исследования обучаемости: Руководство по использованию [Текст] / А.Я. Иванова. - СПб.: ИМАТОН, 1995. - 48 с.
  9. Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине [Текст] / И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. - М.: Логос, 1994.
  10. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981.
  11. Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения [Текст] / Г. Клаус; под ред. И.В. Равич-Щербо - М.: Педагогика, 1987. - 176 с.
  12. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
  13. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
  14. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст] / Н.А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1989.
  15. Плигин, А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография [Текст] / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003.
  16. Плигин, А.А. Познавательные стратегии школьников [Текст] / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007.
  17. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
  18. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Шадриков В.Д., Ансимова Н.П., Корнеева Е.Н. и др.; Под ред.В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
  19. Психологическая диагностика способностей при индивидуализации обучения / Отв. редакторы В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, В.Н. Колесников. - М., 1995. – 142 с.
  20. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии [Текст] / Л.С. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
  21. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Фе никс, 2000. - 544 с.
  22. Ушинский, К.Д. Человек как предмет познания. Опыт педагогической антропологии [Текст] / К.Д. Ушинский // Соб. соч. Т. 8. - М., 1950.
  23. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
  24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское