Введение
Глава 1. Средства наглядности при обучении иностранному языку младших школьников.
1.1. Роль средств наглядности на уроках иностранного языка в начальной школе
1.2. Применение наглядности с целью создания эмоционального настроя при обучении иностранному языку младших школьников
1.3. Применение картинной наглядности при обучении иностранному языку младших школьников
Глава 2. Применение видео, компьютера и Интернета в обучении иностранному языку.
2.1. Применение видео на уроках иностранного языка в целях обеспечения наглядности
2.2. Использование компьютерных технологий и средств Интернет на уроках иностранного языка
Глава 3. Сравнительный анализ учебников «Английский язык» Верещагиной И. Н. и Headway elementary by Liz and John Soars.
3.1. Анализ учебника Headway elementary by Liz and John Soars
с точки зрения картинной наглядности
3.2. Анализ учебников «Английский язык» Верещагиной И. Н. с точки зрения картинной наглядности.
Заключение.
Литература
Актуальность. Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую роль. Все средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, а также жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.
В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом служит опорой в понимании на слух материала, в третьем создаёт условия для практического применения усваиваемого материала.
На начальном этапе обучения дети осваивают навыки и умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, организовывать свой труд, взаимодействовать, сотрудничать с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками; с окружающей природой.
Поэтому, чтобы это реализовать при организации обучению детей иностранному языку необходимо использовать демонстрацию игрушек, картинок, действий при организации ознакомления детей с новыми средствами общения, при организации их тренировки и их употреблении.
На уроках учителю следует больше применять зрительную наглядность, схемы, таблицы, использовать способность учащихся к систематизации и самостоятельному составлению, например, грамматических или опорных таблиц.
Цель курсовой работы – рассмотреть использование метода картинной наглядности на уроках иностранного языка в младших классах.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- определить роль средств наглядности на уроках иностранного языка в начальной школе;
- охарактеризовать применение наглядности с целью создания эмоционального настроя при обучении иностранному языку младших школьников;
- рассмотреть применение картинной наглядности при обучении иностранному языку младших школьников;
- рассмотреть применение видео на уроках иностранного языка в целях обеспечения наглядности;
- дать характеристику использования компьютерных технологий и средств Интернет на уроках иностранного языка;
- провести сравнительный анализ учебников «Английский язык» Верещагиной И. Н. и Headway elementary by Liz and John Soars.
Объектом курсовой работы является средства наглядности, применяемые на уроках иностранного языка в младших классах.
Предметом – использование методов наглядности в процессе обучения младших школьников иностранному языку.
Глава 1. Средства наглядности при обучении иностранному языку младших школьников
1.1. Роль средств наглядности на уроках иностранного языка в начальной школе
Как известно, в состав учебного процесса входят: сообщение учителем нового учебного материала, закрепление, повторение пройденного, проверка знаний учащихся. Определяя, какое из звеньев взять в качестве той области, в которой будет осуществляться изучение способов сочетания слова и средств наглядности, мы, естественно, выделили сообщение нового материала, являющееся начальным звеном учебного процесса.
Этим не исчерпывается рассмотрение предмета исследования в отношении его ограничения. Как известно, и слово учителя, используемое в учебном процессе, и наглядные средства отличаются значительным разнообразием.
Рассмотрим классификации средств наглядности, принятые в педагогике. Авторы учебника педагогики П. Н. Шимбирев и И. Т. Огородников различают следующие виды наглядных пособий: 1) натуральные (растения, животные, разного рода коллекции и т. п.); 2) объемные (муляжи, чучела, геометрические фигуры и т. д.); 3) изобразительные (фото, рисунки, картины, кино и пр.); 4) символические (географические и исторические карты); 5) графические (схемы, чертежи, диаграммы)[1].
В диссертации Н. П. Конобеевского, посвященной учебно-наглядным пособиям для начальной школы, выделены две большие группы: натуральные и изобразительные наглядные пособия. Внутри второй группы он различает образные изображения (картины, портреты и др.) и условные изображения[2].
Некоторые аналогичные виды наглядных средств выделены и в отношении иллюстраций в учебниках для средней школы. Так, А. И. Зильберштейн различает следующие виды иллюстраций: 1) фотографии; 2) образно-опосредованные иллюстрации (рисунки, репродукции картин и др.); 3) схематически опосредованные иллюстрации (карты, схемы, диаграммы)[3].
Что касается предмета в натуре, он явно занимает особое место в ряду средств наглядности, поскольку представляет собой то, что непосредственно изучается школьником. В то же время изображения предмета — это пособия, способствующие тому, чтобы создать у школьников конкретные представления о предметах. Недаром в дидактике со времен Я. А. Коменского различается использование в учебном процессе предметов в натуре и их изображений.
Восприятие объемных и плоскостных изображений отличается по психологическим и физиологическим особенностям от восприятия предмета (об этом речь будет идти ниже). Вместе с тем в самом создании изображения реализуется определенный замысел, который может заключаться в том, чтобы подчеркнуть типичные и наиболее существенные признаки изучаемых предметов и процессов. Это послужило основанием для выделения образно-опосредованных иллюстраций как особого вида наглядных средств (Зильберштейн).
Объемные и плоскостные изображения предметов и процессов (муляжи, модели, картины) характеризуются тем, что в них выражено возможно большее приближение к передаче свойств, особенностей натурального объекта. Совсем особую категорию представляют схематические и условные изображения. Эти наглядные пособия либо передают объект в отвлечении от его конкретных особенностей (схематические изображения предметов), либо выделяют пространственные отношения путем использования условных знаков (карты). Схематические и условные изображения нуждаются в особом изучении вследствие присущей им значительной степени абстракции.
[1] Шимбирев П. Н., Огородников И. Т. Педагогика.— М.: Учпедгиз, 1974
[2] см. Конобеевский Н. П. Учебно-наглядные пособия для начальной школы, их типы, характеристика и педагогические требования к ним, диссертация.— М., 1983
[3] см. Зильберштейн А. И. Дидактический анализ иллюстраций учебников средней школы // Советская педагогика, 1984, № 7