Введение
Глава 1. Комплексность форм профессионального обучения – урочные и неурочные
1.1. Понятие форм обучения. Классификация
1.2. Характеристика организации форм обучения
Глава 2. Основные формы учебно-производственных работ
2.1. Характеристика урочных и неурочных форм профессионального обучения
2.2. Выбор эффективных форм на уроках профессионального обучения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность избранной темы. Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах.
В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе. Следовательно, организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.
Актуальность этой проблемы бесспорна: как показывает практика, с развитием форм собственности изменяются и требования, предъявляемые к работникам на рынке труда. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и качество рабочей силы. Качествами специалистов, пользующихся особым спросом на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, творческий потенциал, профессиональная мобильность и гибкость, умение решать социально-профессиональные задачи, анализировать различные ситуации, владение приемами сотрудничества, умение управлять ресурсами (включая время), взаимодействовать с другими людьми, группами и коллективами, быть готовым к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы дала возможность поставить следующую цель исследования: изучение эффективных форм организации уроков производственного обучения.
Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы форм организации уроков производственного обучения, ознакомились с множеством определений и выяснили, какие эффективные формы организации уроков производственного обучения существуют и какие из них наиюолее эффективны.
В течение исследований была выдвинута гипотеза: эффективные формы организации уроков производственного обучения имеет непосредственное влияние на формирование степени компетентности будущего специалиста.
Объектом изучения являются формы организации уроков производственного обучения, а предметом – условия их реализации и выбор наиболее оптимальных.
Цель, предмет, объект, а также и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
- Рассмотреть понятие форм обучения и их классификацию;
- Дать характеристику организации форм обучения;
- Охарактеризовать урочные и неурочные формы профессионального обучения;
- Сформулировать выбор наиболее эффективных форм на уроках профессионального обучения
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по использованию различных видов самостоятельной работы обучающихся.
Практическая значимость: разработанный курсовой проект может быть использован как материал для лекций или дальнейшего исследования при изучении проблемы использования различных видов самостоятельной работы обучающихся.
Структура исследования. Работа состоит из введения и двух глав, заключения и списка использованной литературы, а также и из приложений. Общий объём данной работы составляет 40 страниц.
Глава 1.Комплексность форм профессионального обучения – урочные и неурочные
1.1.Понятие форм обучения. Классификация
Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессионально-техническом учебном заведении занимает производственное обучение.
Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:
- соединение обучения с производительным трудом обучающихся;
- формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию, передовой производственный опыт;
- разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;
- применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;
- развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;
- выработка умений применять знания в производственных условиях;
- формирование навыков самоконтроля;
- комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.
В соответствии с этими направлениями разрабатывается. Производственное обучение как часть учебного процесса современная методика производственного обучения, которая включает деятельность мастера – инструктирование и деятельность учащихся – учение. Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга. [5, с.54]
Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности – выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях. [5, с.56]
Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.
Таблица 1.1.
Структура и содержание учебной деятельности по формированию социально-профессиональной компетентности обучающихся
Компоненты СПК
|
Применяемые технологии в
учебном процессе
|
Необходмый инструментарий для развития СПК
|
1. Учебно- познавательный
|
Блочно-модульная технология
|
Модульные технологии
|
2. Мотивационно-ценностный
|
Информационные технологии, используемые преподавателем
|
Информационные технологии, применяемые обучающимися, компьютерные программы
|
3. Операционально-профессиональный
|
Дополнительные образовательные программы
|
Элективные курсы, колледж-классы: школа, проектная деятельность обучающихся: лицей
|
Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составляют сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает следующие основные элементы:
- создание у учащихся ориентировочной основы деятельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнения и контроля действий;
- руководство деятельностью учащихся при выполнении ими трудовых действий;
- контроль и анализ учебных успехов учащихся, про верка и оценка их знаний, умений и навыков.