Курсовая работа|Логопедия

Курсовая Формирование знаний средствами информационных технологий

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 31

Введение. 

Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования технологических знаний на уроках технологии с применением ИКТ. 

1.1. Особенность формирования технологических знаний на уроках «Технология»  

1.2. Этапы формирования технологических знаний. 

1.3. Применение информационных технологий в процессе формирования технологических знаний. 

Глава 2. Изучение эффективности формирования технологических знаний на уроках технологии с применением информационных технологий. 

2.1. Цели и задачи исследования. 

2.2. Программа использования информационных технологий в процессе формирования технологических знаний. 

2.3. Оценка эффективности предложенных способов формирования технологических знаний средствами применения информационных технологий. 

Заключение. 

Список литературы.

Радикальные, социально-экономические, организационные преобразований, происходящие в обществе, объективно требуют существенных перемен в системе образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических условиях и формах хозяйствования.

Общетехническая подготовка является важнейшим компонентом политехнического образования. В общеобразовательной школе основой поли-технического образования служит образовательная программа "Технология". Одной из главных задач данного курса является формирование технических знаний у учащихся. Формирование технических знаний очень сложный процесс, который требует взаимной работы учителя и учеников. Он требует большого профессионализма от учителя и интереса к знаниям ученика. Чем лучше преподаватель знает свой предмет, эффективно использует методы и формы сообщения новых знаний, изучает и анализирует новые технологии формирования технических знаний, тем больший интерес будут проявлять ученики к данному предмету.

Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды.

Однако надо заметить, что процесс обучения знаниям, как известно, всегда есть процесс использования этих знаний в каких - либо действиях или в деятельности. Вне действий знания не могут качественно приобретаться и использоваться.

На смену авторитарным, объяснительно-иллюстративным методам обучения и механического усвоения фактологических знаний приходит овладение умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными технологиями информационного взаимодействия с модулями объектов, процессов, явлений, представленных в предметных средах.

ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможность:

  • Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • Совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
  • Широкое общение со сверстниками из других школ, регионов;
  • Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Особую актуальность приобретает формирование технологических знаний с применением информационных технологий. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским,  Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).

Тема нашей работы: «Формирование технологических знаний на уроках технологии с применением информационных технологий».

Цель работы: теоретически проанализировать и экспериментально проверить эффективность формирования технологических знаний на уроках технологии с применением информационных технологий.

Объект исследования: процесс технологической подготовки учащихся.

Предмет исследования: формирование технологических знаний.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать литературу по теме работы;
  2. определить значение технологической подготовки учащихся;
  3. проанализировать особенности формирования технологических знаний с применением информационных технологий;
  4. экспериментально проверить эффективность формирования технологических знаний на уроках технологии с применением информационных технологий.

Методы исследования, применяемые в работе: анализ литературы, обобщение и систематизация материала, тестирование.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования технологических знаний на уроках технологии с применением ИКТ

1.1 Особенность формирования технологических знаний на уроках «Технология»

Необходимость формирования технических знаний учащихся на занятиях "Технология" в более полном и в тоже время достаточным объемом, а также недостаточной разработанностью учебно-методического комплекса в данной области определило проблему исследования.

 Образовательная область технология представляет собой систему технических знаний о целенаправленном преобразовании материалов, энергии и информации. Указанная система технических знаний непосредственно обслуживает предметно - практическую деятельность людей. Описание предметно - практической деятельности людей может быть различным. Поэтому технические знания, соответственно, могут быть различной формы, раскрывающий тот или иной аспект предметной практики или дающей описание практики на определенном уровне [7, c. 33].

Разные формы технических знаний требуют и разного подхода к их изучению, соответствующих методов и средств обучения. Все технические знания можно разделить на два вида: донаучные и научные технические знания. Донаучные технические знания представляют собой эмпирическое описание предметной практики, средств трудовой деятельности и способов применения этих средств. Другими словами, донаучные технические знания - это эмпирическое описание технического опыта людей [4, c. 11].

Научные технические знания, в отличие от донаучных, являются синтезом технического опыта с естественно - научными знаниями. Технические науки возникли и приобрели самостоятельное существование и развитие на стыке науки и практики. Научные технические знания описывают естественный процесс, происходящий в техническом объекте, строение и функцию этого объекта, а также взаимосвязь между ними в рамках предметно - практической деятельности.

Технические знания (донаучные и научные) подразделяются на практические, технологические, конструктивно - технические и материаловедческие.

Практические знания - это первая простейшая форма технических знаний, в которой главное внимание уделяется действиям человека в процессе производства продукта. Эта форма технических знаний характерна для таких условий производства, когда применяются универсальные орудия труда. Практические знания используются и для описания современной предметно - практической деятельности людей в тех случаях, когда нужно раскрыть чисто практическую сторону этой деятельности. Практические знания - это знания приемов практической работы. Например, в той или иной конкретной технологии ручной обработки материалов они выражаются в том, как держать рабочий инструмент, как выполнять трудовые движения, какие должны быть усилия в этих движениях и т.д. В технологии машинной обработки материалов - это знания практических действий по наладке, настройке, управлению станком или другой технологической машиной в процессе обработке материала [12, c. 61].

Технологические знания раскрывают сущность различных актов преобразования предмета труда в продукт, выраженных в виде технологических операций. Здесь основное внимание уделяется взаимодействию рабочего инструмента и предмета труда. Выделение технологических операций, необходимых для производства продукта труда, позволяет раскрыть весь технологический процесс как объективную основу, на которой организуется производственная деятельность

  1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н\Д.: Феникс. 1999. - 413 с.
  3. Белокур Н.Ф. Повышение качества знаний школьников: Пособие по спецкурсу / Науч. ред. С.Е. Матушкин: Челяб. гос. пед. ин-т.- Челябинск: Б.И., 1976. - 107с.
  4. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2001.
  5. Выготский Л.С. Педагогика подростка. - М., 1984.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М: Педагогика, 1991.
  7. Кирьянова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. – Оренбург, 1996. – 190 с.
  8. Кругликов Г.И. Методика преподавания «Технологии» с практикумом. – М.: Владос, 2001 – 568.
  9. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск, 1998
  10. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология:/ Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2000. - 256 с.
  11. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. – СПб., 1996. – 175 с.
  12. Марьяненко Д.А. К проблеме целостности личности: интраиндивидуальные связи ценностных ориентаций и личностных черт // Человек. Сообщество. Управление. – 2006. - №1. – С.85-95.
  13. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.:  Педагогическое  общество России, - 96 с.
  14. Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. – Брянск, 1998.
  15. Пидкасистый П.И. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.
  16. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. –М., 1980.
  17. Пути повышения эффективности обучения:  Сб./ Редкол.:  Н.Ф.Белокур, Н.А.Томин (Отв. ред.) и др.: Челяб. гос. пед. ин-т: Челяб. обл. отд-ние пед. о-ва: М-во просвещения РСФСР. - Челябинск: Б.И., 1972. - Вып. 11. - 1977. – 94 с.
  18. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. Для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Владос. 2000. - 301 с.
  19. Теория и практика развивающего обучения/ Челяб. гос. пед. ун-т: Науч. ред.: Н.Н.Тулькибаева, Л.В.Трубайчук. - Челябинск: ЧГПУ. Вып.5. - 1999. - 111 с.
  20. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М., 1994.
  21. Шутенко А.И. Строение и развитие профессионального самосознания: Автореферат. – М., 1994. – 16 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское