Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования технологических знаний на уроках технологии с применением ИКТ.
1.1. Особенность формирования технологических знаний на уроках «Технология»
1.2. Этапы формирования технологических знаний.
1.3. Применение информационных технологий в процессе формирования технологических знаний.
Глава 2. Изучение эффективности формирования технологических знаний на уроках технологии с применением информационных технологий.
2.1. Цели и задачи исследования.
2.2. Программа использования информационных технологий в процессе формирования технологических знаний.
2.3. Оценка эффективности предложенных способов формирования технологических знаний средствами применения информационных технологий.
Заключение.
Список литературы.
Радикальные, социально-экономические, организационные преобразований, происходящие в обществе, объективно требуют существенных перемен в системе образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических условиях и формах хозяйствования.
Общетехническая подготовка является важнейшим компонентом политехнического образования. В общеобразовательной школе основой поли-технического образования служит образовательная программа "Технология". Одной из главных задач данного курса является формирование технических знаний у учащихся. Формирование технических знаний очень сложный процесс, который требует взаимной работы учителя и учеников. Он требует большого профессионализма от учителя и интереса к знаниям ученика. Чем лучше преподаватель знает свой предмет, эффективно использует методы и формы сообщения новых знаний, изучает и анализирует новые технологии формирования технических знаний, тем больший интерес будут проявлять ученики к данному предмету.
Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды.
Однако надо заметить, что процесс обучения знаниям, как известно, всегда есть процесс использования этих знаний в каких - либо действиях или в деятельности. Вне действий знания не могут качественно приобретаться и использоваться.
На смену авторитарным, объяснительно-иллюстративным методам обучения и механического усвоения фактологических знаний приходит овладение умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными технологиями информационного взаимодействия с модулями объектов, процессов, явлений, представленных в предметных средах.
ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможность:
- Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
- Совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
- Широкое общение со сверстниками из других школ, регионов;
- Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Особую актуальность приобретает формирование технологических знаний с применением информационных технологий. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).
Тема нашей работы: «Формирование технологических знаний на уроках технологии с применением информационных технологий».
Цель работы: теоретически проанализировать и экспериментально проверить эффективность формирования технологических знаний на уроках технологии с применением информационных технологий.
Объект исследования: процесс технологической подготовки учащихся.
Предмет исследования: формирование технологических знаний.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме работы;
- определить значение технологической подготовки учащихся;
- проанализировать особенности формирования технологических знаний с применением информационных технологий;
- экспериментально проверить эффективность формирования технологических знаний на уроках технологии с применением информационных технологий.
Методы исследования, применяемые в работе: анализ литературы, обобщение и систематизация материала, тестирование.
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования технологических знаний на уроках технологии с применением ИКТ
1.1 Особенность формирования технологических знаний на уроках «Технология»
Необходимость формирования технических знаний учащихся на занятиях "Технология" в более полном и в тоже время достаточным объемом, а также недостаточной разработанностью учебно-методического комплекса в данной области определило проблему исследования.
Образовательная область технология представляет собой систему технических знаний о целенаправленном преобразовании материалов, энергии и информации. Указанная система технических знаний непосредственно обслуживает предметно - практическую деятельность людей. Описание предметно - практической деятельности людей может быть различным. Поэтому технические знания, соответственно, могут быть различной формы, раскрывающий тот или иной аспект предметной практики или дающей описание практики на определенном уровне [7, c. 33].
Разные формы технических знаний требуют и разного подхода к их изучению, соответствующих методов и средств обучения. Все технические знания можно разделить на два вида: донаучные и научные технические знания. Донаучные технические знания представляют собой эмпирическое описание предметной практики, средств трудовой деятельности и способов применения этих средств. Другими словами, донаучные технические знания - это эмпирическое описание технического опыта людей [4, c. 11].
Научные технические знания, в отличие от донаучных, являются синтезом технического опыта с естественно - научными знаниями. Технические науки возникли и приобрели самостоятельное существование и развитие на стыке науки и практики. Научные технические знания описывают естественный процесс, происходящий в техническом объекте, строение и функцию этого объекта, а также взаимосвязь между ними в рамках предметно - практической деятельности.
Технические знания (донаучные и научные) подразделяются на практические, технологические, конструктивно - технические и материаловедческие.
Практические знания - это первая простейшая форма технических знаний, в которой главное внимание уделяется действиям человека в процессе производства продукта. Эта форма технических знаний характерна для таких условий производства, когда применяются универсальные орудия труда. Практические знания используются и для описания современной предметно - практической деятельности людей в тех случаях, когда нужно раскрыть чисто практическую сторону этой деятельности. Практические знания - это знания приемов практической работы. Например, в той или иной конкретной технологии ручной обработки материалов они выражаются в том, как держать рабочий инструмент, как выполнять трудовые движения, какие должны быть усилия в этих движениях и т.д. В технологии машинной обработки материалов - это знания практических действий по наладке, настройке, управлению станком или другой технологической машиной в процессе обработке материала [12, c. 61].
Технологические знания раскрывают сущность различных актов преобразования предмета труда в продукт, выраженных в виде технологических операций. Здесь основное внимание уделяется взаимодействию рабочего инструмента и предмета труда. Выделение технологических операций, необходимых для производства продукта труда, позволяет раскрыть весь технологический процесс как объективную основу, на которой организуется производственная деятельность