Курсовая работа|Логопедия

Логопедическая работа над звукопроизношением детей старшего дошкольного возраста с ОНР- курсовой проект

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2024 | Страниц: 55

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Особенности звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Специфика логопедической работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1  Методика обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.2  Состояние звукопроизношения у детей экспериментальной группы

2.3 Изучение системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя образовательного учреждения в сопровождении детей с общим недоразвитием речи

2.4 Организация и содержание логопедической коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Заключение

Список использованных источников

Приложения

В современных условиях все меньше и меньше встречается абсолютно здоровых детей, такая ситуация связанна с ухудшением экологии, с ухудшением социальной обстановки, с возрастающими нагрузками на детей и т.д. Стоит отметить, что наблюдается и рост детей с различными речевыми расстройствами, в том числе у детей с общим недоразвитием речи. У детей с ОНР отмечаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Такая форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Дополнительные трудности в овладении речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Поэтому изучение речевого развития детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время. У детей дошкольного возраста с ОНР помимо основных нарушений речи остаются несформированными просодические компоненты: ритм речи, темп, интонационная выразительность речи (комплекс фонетических средств, позволяющий более ярко выразить отношение и эмоции к высказываемому) и способность распознавать и различать эмоциональные оттенки.

Пластичность нервной системы ребенка не безгранична и значительно снижается с возрастом, поэтому работу по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи следует начинать в раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова) [10].

Особенности проявления ОНР достаточно содержательно раскрыты в научных исследованиях Р. Е. Левиной, Л. Н. Ефименкoвой, Н. С. Жуковой, С. А. Мироновой, С. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой и др., но поиск оптимальных путей организации коррекционной работы с данной категорией детей и максимальное устранение речевых нарушений в дошкольном возрасте остается актуальной проблемой для современной логопедической теории и практики.

Несвоевременная коррекция ОНР в дошкольном возрасте может приводить к нарушениям письменной речи в школьное время, а также к различным нарушениям второстепенного порядка, которые необходимо искать в особенностях высших психических процессов, эмоционально-волевой сфере и мотивационной   сфере. Все это заставляет оптимизировать деятельность всех специалистов дошкольной образовательной организации.

Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ, что подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».

Цель исследования: определить содержание работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

Объектом исследования является коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – специфика взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности звукопроизношения у старших дошкольников общим недоразвитием речи.
  3. Определить содержание работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
  4. Разработать методические рекомендации по осуществлению коррекции звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ психолого-педагогической и специальной литературы); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов.

Экспериментальная работа по изучению и коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилась на базе ДОУ.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [28].

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается следующие симптомы: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя [20].

 В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).  Для нашего исследование необходима подробная характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Характерным для данного уровня развития речи детей является наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т.п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах

  1. Диффенбах. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Текст] / Н.М. Асатиани, Б.3. Драпкин, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова, Итар Ли, Диффенбах – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 680 C.
  2. Белякова, Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. [Текст] / Л.И.Белякова М.: В. Секачев – 2001. – №4. – 280 С.
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич.– М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
  4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М., 2012.
  5. Волкова, Л.С. Логопедия Методическое наследие. Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. [Текст] / Л.С. Волкова - М., Владос, 2007. – 431 С.
  6. Волкова, Л.С., Селиверстова, В.И. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) [Текст] / Л.С. Волкова В.И. Селиверстова – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017 – 152 С.
  7. Волкова, Л.С., Шаховская С.Н Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Л.С.Волкова, С.Н. Шаховская – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 680 С.
  8. Генинг, М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – 4-е издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010. – 134с.
  9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд, испр. И доп. [Текст] / В.П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
  10. Данилов, И.В. Патофизиология логоневрозов [Текст] / И.В. Данилов – Ленингр. Отд-ние, 1970. – 136 С.
  11. Дубровская, С.В., Стрельникова, А.Н. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой [Текст] / С.В. Дубровская, А.Н. Стрельникова – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 25 С.
  12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2011, 112 с.
  13. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин – М.: Издательство академии педагогических наук, 1958. – 371 С.
  14. Журова, Л.Е., К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] /Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. М.: Просвещение, 1963.
  15. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]:учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 216c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.
  16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст] / Р.Е. Левина – М.: Педагогика, 1967. – 240 С.
  17. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений [Текст]/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд.,переработ.и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2007. – С.661. : ил. – (Коррекционная педагогика).
  18. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Владос, 2017. – 304с.
  19. Неткачев, Г.Д. Клиника и психотерапия заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2017. – С.77–79.
  20. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. – М. 2013.
  21. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. - 340с.
  22. Основы теории и практики логопедии / Под ред.Р.Е. Левиной. – М.: Педагогика, 1967. – 240с.
  23. Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. – М.: Просвещение, 2015. – 176с.
  24. Пировская, В. Кому нужен логопед? // Здоровье детей. – 2018. – №17–18. – С.15.
  25. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб.: Союз, 2001. – 287с.
  26. Правдина, О.В. Логопедия. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1973. – 272с.
  27. Рау, Е.Ф., Синяк, В.А. Логопедия. – М., 1969. – 340с.
  28. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: ГНОМ–ПРЕСС, 2018. – 36с.
  29. Садовникова, Е.Н., Рау, Е.Ю. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников // Дефектология. – 2001. – №2. – С.69 – 76.
  30. Селиверстов, В.И. Современный комплексный метод преодоления заикания // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред.С. С. Ляпидевского. – М., 1969. – 194 с.
  31. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учебное пособие. – М.: Владос, 2000. – 208с.
  32. Сикорский, И.А. О заикании // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2017. – С.83 – 85.
  33. Скрынник, И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5, №6, №8, №9.
  34. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2000. – 150 с.(текст непосредственный).
  35. Тартаковский, И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2017. – С.80 –
  36. Филатова, Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи // Дефектология. – 2003. – №3, – С.34 – 38.
  37. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2019. – 223с.
  38. Фрешельс, Э. Заикание. Ассоциативная афазия. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2017. – С.71 – 73.
  39. Чeвелева, Н.А. Заикание у детей // Основы теории и практики логопедии. М.: 1968. – С.229 – 271.
  40. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. – М.: Просвещение, 1966. – 96с.
  41. Шкловский, В.М. Заикание. – М., 2014. – 248с.
  42. Шуберт, М.Е. Психогигиенические и неврологические исследования // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2017. – С.70 –
  43. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М., 2008. –110с.
  44. Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 2010. – 104с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское