Введение
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания учеников начальных классов в процессе внеучебной деятельности
1.1 Понятие экологического воспитания в начальной школе
1.2 Формы и методы внеучебной деятельности в начальных классах
1.3 Анализ проблемы экологического воспитания учеников начальных классов в педагогической практике
Глава 2. Основы организации экологического воспитания учеников начальных классов в процессе внеучебой деятельности
2.1. Разработка методики использования внеучебной деятельности в начальных классах
2.2. Рекомендации преподавателям начальных классов по экологическому воспитанию учеников
2.3. Результаты внеучебной деятельности по экологическому воспитанию учеников начальных классов
Заключение
Список литературы
Приложение
Современное общество, вступив в эпоху индустриализма, а впоследствии и в постиндустриальное общество, встало перед проблемой экологической дестабилизации окружающей среды, вызванной потребительским отношением самого человека к природе, низким уровнем экологической культуры населения.
Для комфортного существования цивилизации нужен разумный подход и нравственное отношение к природе, где одним из важнейших важным звеньев является экологическое воспитание и образование детей в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте знания об окружающей среде переходят в убеждения о ценности природы, ребенку прививается умение адекватно с ней взаимодействовать, что в последствии перерастает в экологические потребности. Проблемы экологического воспитания разработаны в трудах многих отечественных экологов и биологов определяют экологическое воспитание как «целенаправленную, систематическую, педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы».
Результатом этой работы является формирование у младших школьников экологической культуры. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно, поэтому, так важен в экологическом воспитании 4 начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Как показывает практика, большинство педагогов, осознавая актуальность экологических проблем, не владеют технологиями экологического воспитания.
Одним из инновационных методов, который позволяет добиться позитивных результатов в воспитании младших школьников, является метод проектов. За последние годы значительный вклад в разработку проблемы использования метода проектов как инновационной технологии обучения и воспитания школьников, внесли исследования О. Б. Волжиной, Ю. В. Киримовой, М. М. Морозовой, Е. В. Рогалевой, И. С. Сергеева, Н. В. Серегиной, Т. С. Цыбиковой и других. Вместе с тем, анализ педагогической литературы, опыт работы учителей свидетельствуют о том, что метод проектов как средство экологического воспитания младших школьников не нашел пока должного обоснования в практике работы современной начальной школы. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Экологическое воспитание учеников начальных классов в процессе внеучебной деятельности».
Проблема: как наиболее эффективно использовать внеучебную деятельность для экологического воспитания учеников начальных классов.
Цель: теоретическое изучение и практическое обоснование возможности эффективного внедрения экологического воспитания в начальной школе.
Объект: экологическое воспитание учеников начальных классов.
Предмет: использование внеучебной деятельности для экологичекого воспитания учеников начальных классов.
Гипотеза: использование метода проекта положительно влияет на формирование экологической культуры младших школьников при следующих условиях:
- при соблюдении правил и принципов организации проектной деятельности;
-при реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников;
-при взаимодействии с родителями учащихся.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Изучить методологические основы экологического воспитания младших школьников.
2. Дать сущностную характеристику изучаемых явлений.
3. Раскрыть формы и методы экологического воспитания младших школьников.
4. Охарактеризовать механизм экологического воспитания младших школьников.
5. Провести опытную работу по экологическому воспитанию младших школьников с использованием различных методов.
6. Обобщить результаты опытной работы.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, изучение творческих работ учащихся, наблюдение, обобщение опыта работы.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания учеников начальных классов в процессе внеучебной деятельности
1.1 Понятие экологического воспитания в начальной школе
О проблеме окружающей среды в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить ее всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Практически во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду возможно только при условии, что каждый человек осознает эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам.
К примеру, организации по защите лесов будут напрасно бороться за их сохранение, если туристы и грибники будут оставлять непотушенными костры, а лесорубы – вырубать все деревья подряд. И именно поэтому в наше время каждый человек должен обладать минимальными знаниями о природопользовании, необходимыми для использования природы без нанесения ей существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Древнекитайская мудрость гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия»… из этого следует что мы, должны проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их дружественности по отношению к окружающей среде и постараться изменить или даже отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.
1. Арсентиева С.Н. Системный подход в экологическом воспитании и развитии младших школьников / С.Н. Арсентиева // Воспитание школьников. – 2012. – № 6. – С. 40-44.
2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2011. – № 5. – C. 64-75.
3. Богданова Е.П. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста / Е.П. Богданова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 172.
4. Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников. – 2005. – № 5. – C.25-33.
5. Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М.: Академия, 2015. – 147 с.
6. Дмитриева А.С. Методика воспитательной работы в начальных классах // Завуч начальной школы – 2009. – № 6. – C.16-17.
7. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. – 2005. – № 6. – C.30-35.
8. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. – 1989. – № 5. – C.25-27.
9. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С.18-22.
10. Курносова С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе / С.А. Курносова // Педагогика. – 2013. – № 2 (55). – С. 42-47.
11. Ларионов О.И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе у детей младшего школьного возраста / О.И. Ларионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – № 4. – С. 387-390.
12. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2014. – 320 с.
13. Морозова Е.Е. Эколого-образовательный проект «Птицы в нашем городе» / Е.Е. Морозова, Е.Г. Евдокимова; под ред. Е.Е. Морозовой; учеб. пособие для учащихся начальной и средней школы. – Саратов, 2012. – 36 с.
14. Морозова Е.Е. Эколого-образовательный проект «Сохраним природу родного края» / Е.Е. Морозова, О.А. Исаева, О.И. Ларионов. – Саратов, 2011. – 78 с.
15. Морозова Е.Е. Эколого-образовательный проект «Мой зеленый друг» / Е.Е. Морозова, О.А. Исаева, О.А. Федорова. – Саратов, 2016. – 48 с.
16. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - м.: педагогическое общество России, 2002.
17. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.
18. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 176с.
19. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. – 2008. – № 5. – C.2-8.
20. Подоляк, Д.О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру / Д.О. Подоляк // Начальная школа. – 2014. – № 9. – С. 57-60.
21. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред.В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.
22. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему / Начальная школа. – 1999. – № 9. – C.40-42.