Введение
Глава 1. Теоретические основы преодоления грамматических ошибок при общем недоразвитии речи 4 уровня
1.1. Понятие «общее недоразвитие речи» в специальной литературе
1.2. Характеристика речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня
1.3. Понятие «грамматические ошибки» в психолого-педагогической и методической литературе
1.4. Характеристика преодоления грамматических ошибок при общем недоразвитии речи 4 уровня
Вывод по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование преодоления грамматических ошибок при общем недоразвитии речи 4 уровня
2.1. Исследование грамматических ошибок в речи детей с ОНР 4 уровня
2.2. Экспериментальная работа по преодолению грамматических ошибок в речи детей с ОНР 4 уровня
2.3. Эффективность экспериментальной работы по преодолению грамматических ошибок в речи детей с ОНР 4 уровня
Вывод по второй главе
Заключение
Список информационных источников
Приложение 1. Результаты констатирующего исследования
Приложение 2. Результаты контрольного этапа
Актуальность данного исследования заключается в том, на современном этапе развития образования и постоянного возрастания требований к уровню готовности детей к обучению, главными и актуальными становятся исследования, посвященные поиску путей эффективной подготовки к обучению в школе дошкольников, имеющих нарушения речи. Изучение родного языка составляет главную задачу обучения грамоте. Несмотря на то, что большинству детей с нарушениями речи еще до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Следовательно, детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска возникновения у них нарушений чтения и письма.
Также актуальность темы исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Причиной этого роста речевых нарушений являются не только социальное неблагополучие нашего общества и физические отклонения у ребенка, но и невнимание родителей к правильности, четкости и ясности собственной речи. Все это сказывается на развитии грамматической стороны речи.
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А. Н. Гвоздева, в работах Г. Л. Розенгард-Пупко, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. Х. Швачкина, В. И. Бельтюкова и других подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства.
Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи и, в частности, развитию грамматического строя речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной, и многие дети младшего школьного возраста нуждаются в логопедических занятиях, так как в последние время происходит увеличении дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи (4 уровень), с которым они поступают в школу. При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Становлением грамматического строя речи у детей в разное время занимались А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, Т. Б. Филичёва, Н. С. Жукова и другие авторы, изучавшие общее недоразвитие речи. Но ряд вопросов, изучения специфики формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков изменения и образования слов требуют более глубокого изучения. Овладение навыками словообразования имеет особое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь не будет понятной окружающим людям, поэтому не сможет служить средством коммуникации.
В связи с этим, объектом исследования является процесс развития речи детей с общим недоразвитием речи 4 уровня, а предметом – средства преодоления грамматических ошибок в речи детей с общим недоразвитием речи 4 уровня.
Цель работы состоит в разработке и апробации экспериментальной работы по преодолению грамматических ошибок в речи детей с общим недоразвитием речи 4 уровня.
Гипотеза исследования состоит в том, что активное использование дидактических упражнений и игр на логопедических занятиях будет способствовать преодолению грамматических ошибок в речи детей с общим недоразвитием речи 4 уровня.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие «общее недоразвитие речи» в специальной литературе и дать характеристику речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня;
- рассмотреть понятие «грамматические ошибки» в психолого-педагогической и методической литературе и изучить преодоление грамматических ошибок при общем недоразвитии речи 4 уровня;
- провести экспериментальное исследование преодоления грамматических ошибок при общем недоразвитии речи 4 уровня;
- выявить эффективность экспериментальной работы по преодолению грамматических ошибок в речи детей с ОНР 4 уровня.
В ходе исследования использовались методы теоретического анализа научных и методических источников, педагогическое наблюдение и тестирование, статистические методы анализа эмпирических данных.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную методику в работе педагогов в ДОУ в ходе развития речи детей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных информационных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ 4 УРОВНЯ
1.1. Понятие «общее недоразвитие речи» в специальной литературе
Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и.т.д. [17; 30].
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью [22].
Проблемами связного речевого развития детей с ОНР занимались такие ученые как Л.И. Белякова [2], В.П. Глухов [7; 8], Н.С. Жукова [13], Т.А. Ткаченко [28; 29] и другие.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР выражаются в ограниченном словаре, сильном расхождении в объеме активной и пассивной лексики, неточном использовании слов, многочисленных вербальных парафазиях, недостаточности семантических полей, трудностях с актуализацией словарного запаса.
В работах многих авторов подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом [9].
1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др. – СПб.: Речь, 2014. – 117 с.
2. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью / Л.И. Белякова, О.Н.Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, З.З.Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – С. 72-88.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2010. – 158 с.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 1008 с.
5. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.
7. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: Учебно-метод. пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов / В.П. Глухов. – М.: Грааль, 2001. – 232 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
9. Гордеева, В.В. К вопросу об особенностях развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В.В. Гордеева, Е.Н. Евстифеева // Наука и образование XXI века: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 101-103.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 112 с.
11. Ефимова, О.В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / О.В. Ефимова, Л.Г. Шадрина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 2 (25). – С. 43-47.
12. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 160 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 2004. – 96 с.
14. Захарова, И.Н. Использование рассказа-образца в процессе формирования связной речи дошкольников с ОНР / И.Н. Захарова // Современные образовательные технологии и методики: новый взгляд на практику применения: Сборник материалов педагогических чтений и научно-практических Интернет-конференций. – Чехов, 2015. – С. 217-219.
15. Иванова, Р.Н. Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием III уровня / Р.Н. Иванова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / научн. ред.: О. Г. Нугаева. – Екатеринбург, 2013. – С. 90-94.
16. Карпушкина, Е.А. К вопросу о состоянии связной речи дошкольников с речевым недоразвитием / Е.А. Карпушкина, А.О. Медведева // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции / под ред. А.А. Сукиасян. – Уфа, 2015. – С. 67-70.
17. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И.Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С 138-166.
18. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992.
19. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2009. – 214 с.
20. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
Всего 32 источника литературы