Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет
1.1. Понятие и принципы сенсорного воспитания ребенка
1.2. Задачи сенсорного воспитания дошкольников.
1.3. Формирование представлений о форме, цвете и величине у дошкольников 3-4 лет
Глава 2. Использование дидактической игры в освоении сенсорных эталонов формы, цвета и величины предметов у детей 3-4 лет
2.1. Сущность понятия «игра» в психолого-педагогической литературе
2.2. Роль дидактических игр в освоении сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет
Заключение
Список литературы
Приложение
Вопросы ознакомления детей с формой, величиной, цветом, т.е. вопросы, относящиеся к области сенсорного воспитания, оказались в значительной степени в сфере внимания дошкольной дидактики, так как в этой традиционной области уже раньше была неоднократно доказана необходимость форм обучения и разработаны дидактические игры и материалы.
Не требует доказательств тот факт, что чувственное познание окружающего имеет исключительное значение в развитии и воспитании ребенка и оно должно быть специально организовано. Чувственное и рациональное познание следует рассматривать как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи.
Одним из средств, помогающих заинтересовать ребенка в изучении цвета, формы и величины является дидактическая игра. Использование ее для освоения сенсорных эталонов величины, формы и цвета обеспечит ребенку необходимую базу знаний об окружающем мире, разовьет интерес к математике, существенно облегчает труд воспитателя, позволяет добиваться высоких результатов.
При формировании у детей дошкольного возраста представлений сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми невозможно обойтись без занимательного игрового материала, который способствует развитию интереса к математике, а также разовьет такие исходные математические представления и понятия, как счет, форма, величина, цвет, геометрические фигуры, пространственные отношения.
Объект исследования: процесс развития представлений о сенсорных эталонах формы, цвета и величины у детей 3-4 лет.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития представлений о сенсорных эталонах формы, цвета и величины у детей 3-4 лет.
Цель исследования: изучить возможности использования дидактических игр как средства развития представлений о сенсорных эталонах формы, цвета и величины у детей 3-4 лет.
Задачи исследования:
- изучить понятие и принципы сенсорного воспитания ребенка;
- описать особенности формирования сенсорных эталонов формы, цвета и величины у детей 3-4 лет;
- изучить возможности применения дидактической игры формирования сенсорных эталонов формы, цвета и величины у детей 3-4 лет.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.
2. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу /Безруких, М.М., Ефремова С.П. – М.: Просвещение, 1998. – 446 с.
3. Белошистая А. В. О преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования. / А. В. Белошистая. // Вопросы психологии. № 6. 2008. С. 39-45.
4. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление. //Дошкольное воспитание. №9. 2004. С. 66-71.
5. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина – Брест: Издательство БрГУ, 2006. – 146 с.
6. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 378 с.
7. Волина В. В. Праздник Числа. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1997. – 304 с.
8. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. //Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. - Л.: Наука, 1987. – 180 с.
9. Давыдчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. //Дошкольное воспитание. №1. 1997. С. 72-80.
10. Давыдчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. //Дошкольное воспитание. №1. 1997. С. 72-80.
11. Далингер В.А., Борисова Л.П. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 205 с.
12. Доман Г., Доман Д. Как развить интеллект ребенка/пер. с англ. – М.: Авариум, 2000. – 320 с.
13. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике. // Дошкольное воспитание №3. 2000. С. 46-49.
14. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /А.М. Леушина – М.: Просвещение, 1974. – 368с.
15. Метлина Л.С. Математика в дестком саду /Л.С. Метлина – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 286 с.
16. Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. – 388 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1995. – 456 с.
18. Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 184 с.
Всего 30 источников литературы