Введение
1. Теоретические аспекты формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Формирование графомоторных навыков в онтогенезе
1.2. Особенности детей с общим недоразвитием речи
1.3. Методы формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
Выводы по главе
2. Эмпирическое изучение формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
2.1. Организация и методы исследования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Дети с нарушением речи являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письмом. В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.
Одним из значительных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников с общим недоразвитием речи, в силу своих особенностей когнитивного развития, формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано как с недостаточным речевым развитием, так и с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.
Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Цель работы – теоретические обосновать и практически проверить особенности формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – графомоторные навыки
Предмет исследования – специфика формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить формирование графомоторных навыков в онтогенезе.
2. Определить особенности графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
3. Выявить методы формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
4. Провести эмпирическое исследование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
5. Сформулировать рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической базой являются исследования явились работы Н.Р. Андреевой, М.М. Безруких, О.А. Большаковой, Г.Е. Воробьевой, О.Б. Иншаковой, А.Н. Корнева, Л.Г. Милостивенко, Г.Г. Мисаренко, С.О. Портнягиной, Е.А. Цивильской, О.В. Якуниной и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что систематизированы взгляды ученых на формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов специалистами для решения практических задач дошкольного образования.
Структура работы: состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей / М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2009. – 256 с.
2. Большакова О.А. Значимость сформированности графомоторных навыков на подготовку к обучению в школе детей с общим недоразвитием речи / О.А. Большакова, Г.Е. Воробьева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 9-8. – С. 31-32.
3. Большакова О.А. Изучение сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / О.А. Большакова, Г.Е. Воробьева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 1-8. – С. 80-81.
4. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2002. – 680 с.
5. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. – М: ТЦ «Сфера»; НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.
6. Илюхина В.А. Пропись для читающих детей к «Букварю» Т.М. Андриановой. 1 класс. В 4-х тетрадях / В.А. Илюхина. – М.: Дрофа, Астрель, 2016. – 48 с.
7. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1: Пособие для логопеда. – В 2-х частях / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
8. Кара Ж.Ю. Общая психология / Ж.Ю. Кара. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 188 с.
9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М.: 1985. – 195 с.
10. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. – 345 с.
11. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе.– СПб: Питер Пресс, 2014. – 285 с.
12. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 4. – С. 13-25.
13. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 256 с.
14. Обнизова Т.Ю. Овладение навыком письма учащимися с прогредиентной динамикой дисграфии: Автореф. дисс. канд. пед. наук:. 13.00.03 / Т.Ю. Обнизова. – М., 2011. – 21 с.
15. Озерецкий Н.О. Психомоторика / Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич. – М., 2011. – 356 с.
16. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
17. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. – М.: Школьная пресса, 2008. – 187 с.
Всего 26 источников литературы