Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Формирование научного мировоззрения у школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 36

Введение                                                                                               

ГЛАВА 1. Модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания    

ГЛАВА 2. Теоретико-методологические основы формирования научного мировоззрения учащихся  

2.1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников                  

2.2. Мировоззренческие убеждения и действительность                          

ГЛАВА 3. Основные пути и средства формирования научного мировоззрения у школьников  

Заключение                                                                                            

Список литературы

Целью настоящей работы является изучение процесса формирования научного мировоззрения учащихся и определение его значения для дальнейшего совершенствования системы образования.

Достижение указанной цели реализуется решением следующих исследовательских задач:

- рассмотреть понятия «научность», «мировоззрение», «научное мировоззрение» в истории отечественной педагогики;

- определить сущность и основные составляющие мировоззренческой подготовки учащихся общеобразовательных учреждений;

- исследовать непрерывность, системность и комплексность характера формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях;

-проанализировать диалектику общего и особенного в мировоззренческой подготовке личности учащихся;

- выявить роль и значение системы дополнительного образования в формировании научного мировоззрения личности;

- определить основные направления процесса формирования научного мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования;

 

ГЛАВА 1. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, выделяют следующие основные типы мировоззрений: философское, научное, обыденное, религиозное, мифологическое [1].

Из приведенных типов мировоззрения нас интересует научное мировоззрение, а также роль физики, естествознания в целом, при его формировании. Структуру научного мировоззрения составляют теоретическая система обобщенных знаний о мире и месте в нем человека, взгляды и убеждения человека. Взгляды и убеждения - это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые.

С мировоззрением тесно связаны следующие понятия: общая картина мира, мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание.

Между всеми этими понятиями существует связь и единство. Иногда их употребляют в качестве синонимов. Также между этими понятиями имеются и различия. Физика, естествознание в целом отвечают за формирование таких понятий, как миропонимание, общая картина мира, что отмечают отечественные философы В.С. Степин, Б.Я. Пахомов. Соотнесем эти понятия.

Отношение понятия "миропонимание" к мировоззрению таково, что оно представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

По отношению к общей картине мира мировоззрению характерна более высокая интеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Создание общей картины мира - задача всех областей знания. Естественные науки образуют естественнонаучную картину мира, а общественные - социально-историческую картину действительности. Рассмотрим кратко эволюцию научной картины мира.

Механическая картина мира (МКМ) - первая научная картина мира, если в понятие науки вкладывать тот смысл, которое оно приобрело со времен Галилея. Значение МКМ вышло далеко за рамки естествознания. На протяжении значительного времени она играла роль общенаучной картины мира; в сфере ее влияния находились и гуманитарные дисциплины. Б.Г. Кузнецов утверждает, что это произошло в значительной мере благодаря деятельности французских энциклопедистов, среди которых он особо выделяет Вольтера [4]. О степени такого влияния красноречиво свидетельствует труд одного из основоположников научного коммунизма Сен-Симона "Всеобщее тяготение" (1813 г.), в котором речь идет о реформе философии и всего общественного сознания в целом. Сен-Симон предлагает в качестве средства, предшествующего и способствующего перевороту в обществе, перестройке гуманитарных наук (философии, истории), образец классической механики. Вся совокупность известных явлений должна быть либо выведена из закона тяготения, либо сведена к нему [5].

  1. Философский энциклопедический словарь // Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  2. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Т. 2. Теория отражения и современное естествознание, и социальное познание. София: Наука и искусство, 1981. 757 с.
  3. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. М.: Мысль, 1985.
  4. Кузнецов Б.Г. Ньютон. М., 1982.
  5. Шафаревич И.Р. Математическое мышление и природа // ВИЕТ. 1996. ¦ 1. С. 78-84.
  6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995.
  7. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.
  8. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
  9. Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М.: Просвещение, 1977.
  10. Пеннер Д.И., Кротова Р.Г. Научно-атеистическое воспитание при обучении физике. М.: Просвещение, 1982.
  11. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
  12. Важеевская Н.Е., Шаронова Н.В. Задания по физике с методологическим содержанием // Физика. 1994. ¦ 15. 17-20.
  13. Учебные стандарты школ России / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М.: "ТЦ Сфера", "Прометей", 1998.
  14. Макшинский С.М. Единство мира в школьном классе // Первое сентября. 1993. 21 января.
  15. Бабенкова Т.Н, Бендер Д.А., Червонный М.А. Факультатив по истории физики как средство учета интересов учащихся // Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул, 1996. С. 168.
  16. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
  17. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
  18. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
  19. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.
  20. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
  21. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия.- М., 1996.- С.26.
  22. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. –М.,1995. С.55.
  23. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. - М.:УРАО, 2002. 288 С.
  24. Антология мировой философии в 4-х томах, том 1, часть 2. - М.: Мысль, 1969.- С.588.
  25. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности.- М.:Издательство политической литературы, 1974. - С.58.
  26. Шинкарук В.И., Иванов В.П. Актуальные вопросы исследования мировоззренческих функций диалектического материализма.//Вопросы философии.- 1981. № 2. – С.49.
  27. Сироткина Н.А., Тихонова Л.В. Иррациональность как основа российского менталитета. // Мировоззрение современной России: проблема ценностей и тенденции развития. – Йошкар-Ола, 1995.-С.13.
  28. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.- М., 1987. Т.1.- С.315.
  29. Иванов В.П. Мировоззренческая культура личности (философские проблемы формирования). Киев: Наукова думка, 1986. - С.292.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское