Введение
ГЛАВА 1. Модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания
ГЛАВА 2. Теоретико-методологические основы формирования научного мировоззрения учащихся
2.1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
2.2. Мировоззренческие убеждения и действительность
ГЛАВА 3. Основные пути и средства формирования научного мировоззрения у школьников
Заключение
Список литературы
Целью настоящей работы является изучение процесса формирования научного мировоззрения учащихся и определение его значения для дальнейшего совершенствования системы образования.
Достижение указанной цели реализуется решением следующих исследовательских задач:
- рассмотреть понятия «научность», «мировоззрение», «научное мировоззрение» в истории отечественной педагогики;
- определить сущность и основные составляющие мировоззренческой подготовки учащихся общеобразовательных учреждений;
- исследовать непрерывность, системность и комплексность характера формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях;
-проанализировать диалектику общего и особенного в мировоззренческой подготовке личности учащихся;
- выявить роль и значение системы дополнительного образования в формировании научного мировоззрения личности;
- определить основные направления процесса формирования научного мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования;
ГЛАВА 1. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, выделяют следующие основные типы мировоззрений: философское, научное, обыденное, религиозное, мифологическое [1].
Из приведенных типов мировоззрения нас интересует научное мировоззрение, а также роль физики, естествознания в целом, при его формировании. Структуру научного мировоззрения составляют теоретическая система обобщенных знаний о мире и месте в нем человека, взгляды и убеждения человека. Взгляды и убеждения - это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые.
С мировоззрением тесно связаны следующие понятия: общая картина мира, мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание.
Между всеми этими понятиями существует связь и единство. Иногда их употребляют в качестве синонимов. Также между этими понятиями имеются и различия. Физика, естествознание в целом отвечают за формирование таких понятий, как миропонимание, общая картина мира, что отмечают отечественные философы В.С. Степин, Б.Я. Пахомов. Соотнесем эти понятия.
Отношение понятия "миропонимание" к мировоззрению таково, что оно представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.
По отношению к общей картине мира мировоззрению характерна более высокая интеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Создание общей картины мира - задача всех областей знания. Естественные науки образуют естественнонаучную картину мира, а общественные - социально-историческую картину действительности. Рассмотрим кратко эволюцию научной картины мира.
Механическая картина мира (МКМ) - первая научная картина мира, если в понятие науки вкладывать тот смысл, которое оно приобрело со времен Галилея. Значение МКМ вышло далеко за рамки естествознания. На протяжении значительного времени она играла роль общенаучной картины мира; в сфере ее влияния находились и гуманитарные дисциплины. Б.Г. Кузнецов утверждает, что это произошло в значительной мере благодаря деятельности французских энциклопедистов, среди которых он особо выделяет Вольтера [4]. О степени такого влияния красноречиво свидетельствует труд одного из основоположников научного коммунизма Сен-Симона "Всеобщее тяготение" (1813 г.), в котором речь идет о реформе философии и всего общественного сознания в целом. Сен-Симон предлагает в качестве средства, предшествующего и способствующего перевороту в обществе, перестройке гуманитарных наук (философии, истории), образец классической механики. Вся совокупность известных явлений должна быть либо выведена из закона тяготения, либо сведена к нему [5].