Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
1.1. Сущность понятия «межличностные отношения»
1.2. Значение развития дружеских межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
1.3. Развитие дружеских взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Глава 2. Экспериментальное исследование развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе
2.1. Организация, методы и методики исследования
2.2. Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность темы исследования подчеркивается тем, что сегодня социологами, психологами, педагогами признается, что личность оформляется в сравнительно поздние сроки. Однако в психологической науке установлено, что как качество, характеризующее общественную сущность человека, она начинает формироваться рано, еще в младенчестве. Безусловно, влияние семьи на развитие человека неоспоримо, но влияние других институтов воспитания на утверждающуюся личность нельзя оставлять без внимания. Вне человеческого сообщества становления личности не произойдет.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение, формирование дружеских взаимоотношений в любом коллективе, в том числе и в дошкольном – совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Большинство исследователей подчеркивают, что потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в об¬щении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испы¬тывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого усло¬вия жизнедеятельности. Общение – это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание людьми друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения. Межличностное общение оказывается таким процессом, который должен рассматриваться как система «человек – человек».
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент социального развития личности и формирования межличностных отношений. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, формирование межличностных отношений дети начинают именно через игровые взаимоотношения.
Игра – естественный спутник дошкольного детства. В игре ребенок познает себя, открывает мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Игра помогает ребенку научиться взаимодействовать в обществе, общаться, познавать мир.
Концептуальные основы разработки проблемы межличностных отношений и общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В.Н. Мясищева и др.
Формированию дружеских взаимоотношений у дошкольников посвящены работы Смирновой, Холмогоровой, Т.А. Григорьевой и др.
В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович, Л.А. Венгер, С. М. Громбах, И. В. Дубровина и мн. др.
Объект исследования – межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования – изучить формирование дружеских межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «межличностные отношения» и значение развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
- определить роль игры в развитии межличностных отношений дошкольников и формировании детского коллектива;
- определить условия, необходимые для успешного формирования детского коллектива;
- провести экспериментальное исследование развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в детском дошкольном коллективе.
Методы и методики исследования: теоретический анализ источников, социометрический эксперимент, методика Дж. Морено «Социометрия», методика Рене Жиля, включенное наблюдение.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376с
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 260 с.
3. Бардиер Г. Почему психолог похож на кота? / Г. Бардиер. – М.: Генезис, 2002. – 160 с.
4. Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей. / Г. Бардиер. – СПб.: Дорваль,1993. – 124 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 360 с.
6. Войтик И. М. Социальная психология. / М. Войтик.– Нвосибирск: НГУ, 1999. – 280 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. №6. 1996. С. 36 – 42.
8. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения: методическое пособие для педагогв-психологов. / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. – 173 с.
9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
10. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. Пособие для воспитателей детского сада. / Е. А. Коссаковская. – М.: Просвещение, 1990. – 64 с.
11. Краткий психологический словарь / ред-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. –Ростов н/Д: Феникс, 1990. – 512 с.
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 812 с.
13. Майерс Д. Социальная психология. / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 664 с.
14. Маклаков А. Г. Общая психология. / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
15. Малышев А. А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. / А. А. Малышев. – Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977. – 447 с.
16. Мухина В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
17. Немов Р.С. Психология В 3 кн. Кн. 2. Психология образования : Учеб. для высш. пед. уч. заведений. / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 608 с.
18. Немов Р.С. Психология В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика : Учеб. для высш. пед. уч. заведений. / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 632 с.
19. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. / Н. Н. Обозов.– Киев: Лыбидь, 1990. – 192с.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 536 с.
21. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. – 80 с.
22. Психология развития. / Сост. Авторский коллектив сотрудников кафедры психологи развития и дифференциальной психологии СПбГУ - СПб: СПбГУ, 2001. – 482 с.
23. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. – 672 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
25. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
26. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
27. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение 1992. – 96 с.
28. Социальная психология. / под ред. А. Л. Журавлева. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.
29. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. / А. С. Спиваковская. – М.: Просвещение, 1981. – 64 с.
30. Столяренко Л. Д. Основы делового общения и управления. / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
31. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2003. – 360 с.
32. Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2003. – 282 с.
33. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
34. Щедровицкий Г. П. Психология и педагогика игры до¬школьника. / Г. П. Щедровицкий. – М.: Педагогика, 1966. – 180 с.
35. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконон. – М.: Просвещение, 1978. – 364 с.