Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Взаимосвязь внимания и памяти младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2018 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Память: определение, виды, основные характеристики и процессы

1.2. Внимание: определение, виды, свойства

1.3. Проблема взаимосвязи памяти и внимания

1.4. Особенности развития памяти и внимания в младшем школьном возрасте

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Характеристика экспериментальной выборки и методов исследования

2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи памяти и внимания у младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Важную роль в жизни человека играет такой психический процесс, как память. Представления об окружающем мире, впечатления, переживания, знания оставляют в психике определенный след, сохраняются и закрепляются, при необходимости воспроизводятся или забываются. Этот феномен в психологии называется памятью.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что память формируется в процессе онтогенеза с раннего детства. На протяжении всего процесса формирования личности ребенка процессы памяти развиваются, механическая память постепенно замещается логической, совершенствуются процессы памяти, формируются мнемические способности. Со временем непроизвольная память становится произвольной. На данный процесс влияет развитие внимания.

Проблема развития памяти была освещена в работах А. Бине, П. Жане, Э.Б. Титченер, Г. Эббингауз и другие авторы. Свой вклад в изучение детской памяти внесли отечественные ученые Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Черемошкина и другие авторы. В этих исследованиях отмечается, что большое значение имеет память в процессе развития познавательной сферы младших школьников. В практике школьного обучения необходимо уделять внимание развитию произвольной памяти, то есть, адекватных, рациональных приемов и способов запоминания.

Цель работы – изучить взаимосвязь внимания и памяти младших школьников.

Объект исследования – память и особенности внимания у младших школьников.

Предмет исследования – взаимосвязь внимания и памяти младших школьников.

Задачи:

- изучить определение, виды, основные характеристики и процессы памяти;

- рассмотреть определение, виды, свойства внимания;

- охарактеризовать проблему взаимосвязи памяти и внимания;

- выявить особенности развития памяти и внимания в младшем школьном возрасте;

- провести исследование взаимосвязи памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между особенностями внимания и уровнем развития памяти у младших школьников. Мы предполагаем, что при высоком уровне концентрации и объема внимания у младших школьников высокие показатели памяти.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; синтез.

2. Эмпирические методы: наблюдение; тестирование.

3. Метод математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают взаимосвязь между проявлениями памяти и уровнем развития внимания у младших школьников. Полученные материалы могут применяться при разработке учебных курсов в области развития памяти и внимания младших школьников.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические представления о развитии памяти и внимания младших школьников

1.1. Память: определение, виды, основные характеристики и процессы

Память – психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память – это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки [3].

Согласно современным психологическим концепциям, когнитивная система человека включает несколько видов памяти. В их число входит примитивный способ хранения информации – сенсорная память, которая в отличие от других видов памяти не зависит от высших когнитивных функций (таких как, например, внимание) и сознательного контроля – здесь информация не преобразуется и не связывается с другой информацией. В силу ограниченных возможностей подсистем высшего уровня наша когнитивная система извлекает из внешнего мира лишь небольшую часть сенсорных данных, которые отбираются для дальнейшей обработки. Сенсорная память (иконическая, эхоическая, тактильная и т.д.) позволяет нам отбирать только существенную, адаптивно ценную информацию. Это – своего рода буфер большой емкости для хранения «сырой» необработанной информации, сопряженный с фильтром, способным осуществить такой отбор. Сохраняя в сенсорной памяти на короткое время полный перцептивный образ, мы получаем возможность сканировать непосредственно наблюдаемые события, абстрагировать наиболее значимые для нас стимулы и встраивать их в матрицу нашей памяти. Когнитивная информация кодируется, преобразуется и хранится в количестве, необходимым для выживания и комфортного существования. Угасающий след сенсорного образа позволяет вести переработку поступающей информации дольше, чем длится само изображение. Сенсорная память удерживает входные сигналы в течение короткого промежутка времени (от 250 миллисекунд до 4 сек.), она точна, не поддается контролю, а ее емкость составляет как минимум девять элементов [18].

Изменения процессов памяти наблюдаются в течение всей жизни человека.

В первые месяцы жизни память проявляется на уровне условных рефлексов (например, заслышав голос матери, ребенок перестает плакать). К шести месяцам выявляется процесс узнавания того, что чаще всего окружает ребенка (игрушки, родители и др.). Для этого возраста характерен феномен «скрытого периода»: стоит тому, с кем ребенок постоянно имеет контакт, исчезнуть на несколько дней, как он перестает узнавать его. С возрастом продолжительность скрытого периода увеличивается. С этим связан тот факт, что события первых трех лет плохо воспроизводятся в более старшем возрасте. Процесс воспроизведения информации проявляется на втором году жизни [18].

1. Айзман Р. И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф.Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 352 с.

2. Брагина С.Б. Программа креативных занятий по развитию памяти и изучению русского языка / С.Б. Брагина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 38. – С. 16-20.

3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с

4. Гальперин П. Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин // Флогистон: психология из первых рук / Ин-т практ. психологии «Иматон» и др. – Режим доступа: http://flogiston.ru/librdry/galperin_aUention.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание [Электронный ресурс] / Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А.В. Запорожца и др. // Виртуальная лаборатория когнитивной науки. – Режим доступа: http://virtualcoglab.cs.msu.su.

6. Долгова В.И Взаимосвязь видов памяти и свойств внимания младших школьников / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская // Культура и образование: от теории к практике. – 2016. – Т. 1. – С. 58-64.

7. Дормашев Ю. Б. Психология внимания: учеб. / Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2002. – 376 с.

8. Ермолаев О. Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Матюрина, Т.М. Мешкова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

9. Кравков С. В. Внимание / С. В. Кравков // Психология внимания: учеб. пособие / под рел. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Романова. – М., 2001. – С. 22-38.

10. Леонтьев А. Н. Лекции по обшей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

11. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.

12. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

13. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.; Под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с

14. Полтавская Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А. Полтавская // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № 2. – С. 61-65.

15. Рибо Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева. – М., 1976. – С. 66-101.

16. Рубин Э. Несуществование внимания / Э. Рубин // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева. – М., 1976. – С. 144-145.

17. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. Внимание / C.Л. Рубинштейн // Психология внимания / пол ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.А. Романова. – М., 2001. – С. 39-52.

18. Черемошкина Л.В. Психология памяти / Л.В. Черемошкина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское