ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
- Методологические аспекты управления занятостью населения на региональном уровне: цели, виды и основные направления
- Особенности и проблемы управления занятостью на современном этапе социально-экономического развития регионов РФ
- Исследование направлений эффективного управления занятостью населения в регионах РФ.
- Механизм взаимодействия государственных органов и частных кадровых агентств в решении проблем занятости населения
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧР
- Основная характеристика деятельности Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики.
- Реализация мероприятий по содействию занятости населения Чеченской Республики.
- Анализ ресурсного потенциала и оценка эффективности управления занятостью населения в Чеченской Республике.
- Совершенствование механизма управления занятостью населения в Чеченской Республике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В связи с изменениями в рыночном предпринимательстве перед практикой и наукой в экономической сфере были поставлены новые проблемные задачи, которые требуют оперативного решения и полного осмысления.
Среди таких вопросов выделим общественную занятость. У этой проблемы существует большое количество аспектов. Учитывая значимость системного характера формирования рыночной экономики, общественная занятость является основным производственным ресурсом населения. При продуктивном его применении возможно ускорить рост экономики.
На сегодняшний день в рамках экономического развития российского государства важность регионального аспекта в разрешении задач, связанных с занятостью граждан, обусловливается существенным разделением рынков труда в регионах. В основе такого разделения лежат следующие факторы: отличие климата, экономико-географическое расположение, социально-демографическое положение. В частности, на рынках труда в регионах, которые включены в состав национального трудового рынка, пересекаются государственные, общественные и региональные интересы в отношении занятости. Этот фактор и обусловливает актуальность темы данной работы.
Так, госвласть осуществляет деятельность в отношении снижения пространственного баланса в сфере труда регионального уровня. Благодаря обеспечению наиболее благоприятной среды для развития рынка сохраняется и увеличивается собственная конкурентоспособность. Рост продуктивности функционирования региональных субъектов хозяйствования осуществляется, как правило, посредством уменьшения издержек, включая затрата на трудовую оплату. Для занятости граждан данный фактор свидетельствует об улучшении качества жизнедеятельности и повышении статуса в социуме. Региональные власти стремятся эффективно применять трудовой общественный потенциал, так как от этого зависит стабильное развитие социально-экономической сферы. Интеграция и управление разными интересами реализуется в разрезе политики занятости регионов.
Следует отметить наиболее значимый аспект политики занятости населения на региональном уровне, который заключается в ведении определенных групп областей с кризисной рыночной ситуацией. По отношению к таким кризисным регионам благодаря государственному финансированию и выдаче кредитов, а также принятию законодательных мер, проблемный вопрос регионального неравенства в сфере трудоустройства должен решиться эффективно. В случае изменения рыночной ситуации в кризисных регионах вследствие факторов извне (к примеру, целевые госпрограммы содействия кризисным территориям), осуществление политики трудоустройства в устойчивых регионах в экономическом отношении должна выполняться с учетом мобилизации инвестиций. Однако во многих регионах существует ограниченный финансовый фонд, из которого выделяется бюджет для покрытия активных мер на трудовом рынке. При таких обстоятельствах для кризисных регионов вопрос выбора приоритетов, а также аргументирования средств политики трудоустройства является актуальным.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы состоит в определении направления и инструментов политики занятости в соответствии со стратегией социально-экономического развития, ресурсными, возможностями и условиями региона.
Для достижения цели требуется решить следующие проблемы:
- проанализировать характер занятости в качестве экономической категории и как объекта регулирования;
- раскрыть сущность и содержание политики занятости. Определить его место в социальной и экономической политики;
- Уточнить цели и объекты, инструменты для определения региональной политики занятости, в зависимости от его субъектов;
- сформулировать принципы политики в области занятости в регионе , которые должны быть рассмотрены в определении направления и инструменты;
- на основе социально-экономического анализа в Чеченской Республике, выявить приоритеты политики занятости в регионе;
- оценка эффективности политики занятости в ЧР, в соответствии с рекомендациями по совершенствованию инструментов для ее осуществления.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Методологические аспекты управления занятостью населения на региональном уровне: цели, виды и основные направления
Занятость, как экономическая категория, играет роль сложной системы социально-экономических отношений по поводу снабжения обществом населению возможности участвовать в общественно полезной трудовой деятельности, во-первых, с целью удовлетворения спроса на рабочие места со стороны экономически активного населения, во-вторых, с целью удовлетворения спроса на трудящуюся силу со стороны различных нанимателей. Отношения занятости включают в себя целый комплекс элементов: поиск работы и рабочей силы, порядок найма и высвобождения работников, условия труда, его содержание и уровень оплаты, обучение и подготовка кадров, их горизонтальная и вертикальная мобильность.
Занятость представляет собой участие населения в трудовой деятельности, охватывая учебу, службу в армии, ведение своего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятость - это общественно полезная деятельность граждан, приносящая им заработок1. К занятым имеют отношение трудящиеся по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой и военнослужащие. Уровень занятости, то есть вовлеченности в рабочие процессы, зависит от равновесия между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников применять их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением.
Учитывая, что занятость населения в области социальной реальности, которая содержит социальное противоречие между желанием сотрудников обладать рабочем месте и в ограниченном количестве рабочих мест в регионе становится необходимым, для проведения активной политики занятости населения.
Политика занятости - комплекс мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого из ее членов с целью обеспечения работы всем, кто ее ищет.
Занятость является ключевой характеристикой экономики и благосостояния населения региона , в то время как введение экономическая категория и социальная проблема, решением проблем занятости населения невозможно без тесного сотрудничества всех трех направлениях
Человек, который занят в любой работы, развивая свои профессиональные возможности, формируется и раскрывается как личность. И безработица играет отрицательную роль в жизни человека и его семьи; это
приводит к застою, деградируют отдельных регионов, дестабилизировали общество. Исходя из этого, необходимо понимание серьезности безработицы в серьезную социальную проблему.
Основные принципы занятости населения на региональном уровне выявляют характер занятости в тот или иной конкретно-исторический этап формирования общества. Многие их них вытекают из основных документов государства, прежде всего Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (принят 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 09.03.2016г.), прочие подсказываются опытом рыночных переустройств экономики. 3
Отталкиваясь от этого, выделяют следующие принципы занятости:
- добровольность труда, гражданин сам решает, как распоряжаться своими способностями к труду;
- государство должно создание одинаковые стартовые условия для реализации прав граждан на труд, исходя из своих способностей, возможности выбрать себе занятость;