Введение……………………………………………………………………….…..
Глава 1. Основы формирования математических представлений
у детей в подготовительной группе к школе
1.1. Характеристика методических разработок преподавания
математики для детей в подготовительной группе к школе
1.2. Дидактическая игра – основа успешности при решении
математических задач для детей в подготовительной группе к школе Глава 2. Экспериментальное исследование простейших математических
операций для детей в подготовительной группе к школе
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования……………………..
2.2. Методика исследования …………………………………………………
2.3. Результаты исследований……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….….…
Литература……………………………………………………………………….
Приложение
Многие вопросы, связанные с изучением и активизацией математического развития детей дошкольного возраста нашли отражение в экспериментальных исследованиях (В.С. Азбукина, Л.Б. Баряева, Н.Ю. Борякова, А.П. Зарин, О.П. Гаврилушкина, С.Г. Ералиева, Н.Г. Морозова, Г.М. Капустина, А.А. Катаева, Л.Н. Лезина, Н.И. Непомнящая, Е.А. Стребелева, И.В. Чумакова и др.). В них раскрываются теоретические и прикладные аспекты формирования временных, пространственных, количественных, геометрических представлений и представлений о величине.
Цель работы - обосновать и разработать методику формирования математических представлений у дошкольников посредством занимательного материала.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений в детском саду.
Предмет исследования: механизмы изучения детьми сложения и вычитания.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении того, что эффективность обучения будет выше, если в основу методики формирования математических представлений у детей в подготовительной группе к школе будут положены игровые технологии и принципы заинтересованности, простоты, наглядности и связи с жизнью.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ К ШКОЛЕ
1.1. Характеристика методических разработок преподавания математики
В литературе достаточно широко представлены методики обучения детей по различным предметам, в том числе и методики преподавания математики.
Каждая методика обучения детей имеет отличительные особенности.
Например, у Васильевой М.А.[1] основное содержание сводится к работе с числовыми рядами (подробнее см. в прил.). В то же время в литературе вопросы, раскрывающие особенности обучения детей математике, рассмотрены все же недостаточно подробно. Поэтому, на наш взгляд, эта проблема имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Исследования отечественных авторов (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной и др.) показали, что у в раннем возрасте у детей в подготовительной группе к школе имеются своеобразные особенности в развитии познавательной сферы, которые характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью запаса знаний и представлений, не полнее сформированной интеллектуальной активностью. Все это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети в овладении счетом, элементарными вычислительными навыками и особенно умением решать арифметические задачи (М.В. Ипполитова, Г.М. Капустина, Т.В. Егорова, М.М. Михайлюк).
Психолого-педагогические исследования (Г.М. Капустина, С.Г. Шевченко, М.В. Ипполитова), а также практика обучения детей-дошкольников свидетельствуют о том, что математика часто является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как спецификой самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данного возраста. Кроме того, многие вопросы методики преподавания математики изучены и разработаны недостаточно полно.
Содержание математических представлений, формируемых у детей в подготовительной группе к школе, очень разнообразно. Особое место в нем занимают количественные представления.
Опыт работы с детьми показывает, что дети могут быть подготовлены к изучению математики при соблюдении ряда условий. Как представляется, самыми существенными являются: раннее выявление трудностей в обучении и своевременное включение ребенка в процесс специально организованной работы; наличие научно обоснованной системы формирования элементарных математических представлений у детей в подготовительной группе к школе, в том числе и с помощью занимательного материала; его целенаправленное и систематическое применение с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка и т.д.
Л.Б. Баряева и А.П. Зарин[2] к основным направлениям работы по формированию количественных представлений у дошкольников относят:
- формирование интереса к математической деятельности у детей в подготовительной группе к школе;
- обогащение жизненного опыта и словаря детей;
- формирование представлений о количестве предметов;
- формирование представлений о смысле действий сложения и вычитания.
В книге под редакцией Пузанова Б.П.[3] представлены методики коррекционной работы с детьми на уроках математики, основанные на известных всем принципах обучения.