ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ранним аутизмом
1.2. Особенности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом
1.3. Коррекционная работа коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом
Глава 2. Материалы и результаты диагностики детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом с проблемами коммуникации (констатирующий эксперимент)
2.1. Материалы диагностики
2.2 Результаты диагностики
Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа при нарушении коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом использованием игровых упражнений с УБРАТЬ
3.1. Логопедическая работа по коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом с использованием игровых упражнений (обучающий эксперимент)
3.2. Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
В последнее время возрастает число детей с отклонениями в развитии. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм.
Термин «аутизм» используется уже более 100 лет (с 1908 года). Впервые он был озвучен Эйгеном Блейлером, швейцарским психиатром, и использовался для описания пациентов с шизофренией, которые были особенно поглощены сами собой. Этот термин происходит от греческого «autos» - сам – означает погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми, бедностью эмоциональных проявлений.
Детский аутизм - достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Также аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах. РДА проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации требуют специальной поддержки.
Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы. Аутизм начинает встречаться гораздо чаще, чем раньше, у 2-4 детей из 10000, у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах, во всех частях света.
По данным Министерства Образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273%. Общемировые цифры составляют: из 10000 новорожденных 15-20 аутисты.
Со времени признания существования раннего детского аутизма проведены многочисленные исследования, в ходе которых делались попытки раскрыть суть заболевания. Обнаружены различные механизмы развития аутизма: психологические, неврологические, нейрофизиологические, биохимические, иммунные и генетические. Причину аутизма видят в нарушениях деятельности нейронов из-за генетических аномалий развития или разнообразных повреждений мозга в период беременности, при родах или в постнатальном периоде развития ребенка.
Причины могут быть различны, но всегда наибольшее значение имеет наследственная предрасположенность. В результате указанных причин не развивается эмпатия, следствием чего и являются расстройства социализации, коммуникации, поведения и воображения, т.е. симптомы аутизма. Но все это поддаётся коррекции.
Много лет ученые искали способы лечения аномалии, но пришли к выводу, что излечить аутизм полностью невозможно, возможно только приглушить его проявление. Одним из способов являются игровые упражнения, они развивают их нравственные качества, интеллектуальные способности, восприятие, повышают уровень физического развития, а также корректируют коммуникативные умения.
Можно сделать вывод, что основной формой воспитания и обучения является игра, так как это естественное состояние детей. Исследование отечественных педагогов и психологов (Басов М.Я., Выготский Л.С.,Жуковская Р.И., Леонтьев А.Н, Менжерицкая Д.В., Рубинштейн С.Л., Усова А.П., Эльконин Д.Б. и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание детей дошкольного возраста. Она продолжает выступать в роли активного средства воспитания в младшем школьном возрасте.
Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных Бодалева А.А., Выготского Л.С., Добровича А.Б., Злобиной Е.Г., Кагана М.С., Коломинского Я.Л., Кона И.С., Леонтьева А.Н., Лийметса Х.И., Лисиной М.И., Ломова Б.Ф., Мелибруды Е., Мудрика А.В., Якобсона П.М., Яноушека Я.А., и др. Однако, все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящён ряд исследований последних десятилетий, среди которых работы Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В., Лежневой Л.И., Овчаровой Р.В., Пилипко Н.В., Шемшуриной А.И., Шустовой А.А., Щиголевой Н.В. и др. в качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания. Развитие коммуникативности (Лисина М.И.) - умения общаться с взрослыми и сверстниками - является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых, которая по своей сути всегда совместна, и в тоже время важнейшим направлением социально-личностного развития.
Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствами общения, позволяющими вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Исследователи младшего школьного возраста (Божович Л.И., Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Дубровина И.В., Захарова А.В., Маркова А.К., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. и др.) отмечают, что к концу данного периода должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Л. Каннер (1943) расценивал ранний детский аутизм как особое болезненное состояние; Г. Аспергер (1944-1948) - как патологическую конституциональную структуру, ближе к психопатической.
Большинством отечественных исследователей (Сухарева Г.Е., 1935,,1974; Сименон Т.П., 1948; Юрьева О.П., 1967; Вроно М.Ш., 1971; Башинина В.М., 1974,1977,1980), а также рядом зарубежных исследователей (Бендер Л., 1958,;Кларк М., 1963; Поляк М., 1969 и др.) ранний детский аутизм рассматривался в основном в рамках патологии шизофренного круга: как начальный период детской шизофрении, реже - тяжёлой формы шизоидной психопатии. НЕ НАДО
С введением новых ФГОС и развитием инклюзивного образования перед родителями и преподавателями на всех уровнях образовательного процесса стоит важная и сложная задача – адаптация людей с РАС к жизни в обществе, возможно более полноценному участию в социальной и профессиональной жизни.
Диапазон нарушений коммуникативного развития при РАС очень широк. Как правило, наблюдаются повреждения в формировании коммуникативных умений. Дети с РАС не владеют средствами коммуникации и темами актуальных интересов сверстников, кроме того, общение с другим человеком не мотивирует их к установлению контакта, поддержанию длительности взаимодействия. Важным направлением научно-исследовательских и практических работ в этой области является поиск методов, позволяющих помочь детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям найти способы коммуникаций с внешним миром.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется практической потребностью коррекционной педагогики в разработке коммуникативно-ориентированного подхода к обучению детей с РАС.
Цель исследования: диагностика и развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним аутизмом.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей с ранним аутизмом.
Предмет исследования: игровые упражнения в коррекционной работе по формированию коммуникативных умений у детей с ранним аутизмом.