ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития пространственного мышления с помощью элементов геометрии у младших школьников
1.1. Понятие пространственного мышления
1.2. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников
Выводы по главе 1
Глава 2. Методика формирования пространственного мышления с помощью элементов геометрии у младших школьников
2.1 Методика формирования восприятия пространства у младших школьников
2.2 Задания с элементами геометрии направленные на развитие пространственного мышления
2.3 Практический опыт диагностики и развития пространственного мышления младших школьников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Восприятие пространства имеет огромное значение для жизненной практики человека, особенно это касается младшего школьника, для овладения изобразительным искусством, физическими упражнениями, танцами, грамматикой (счет, чтение, письмо), географией, геометрией, пространственным воображением в конструировании и многими другими сферами жизнедеятельности человека. Умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь человека, в частности ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями - причинные, целевые, следственные.
Федеральный Государственный образовательный стандарт Начального Общего Образования одной из основных целей изучения раздела «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» ставит развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве, применения этих свойств, при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Проблема формирования пространственного мышления поднимается в научных исследованиях таких авторов как И. Я. Каплунович, И. С. Якиманская, А. Г. Белоусова, А. В. Василенко и др.
Исходя из актуально проблемы, была сформулирована тема исследования: «Геометрические задание как средство развития пространственного мышления младших школьников».
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления младших школьников.
Предмет исследования: геометрические задание как средство развития пространственного мышления младших школьников.
Цель исследования: изучить и проанализировать методику использования геометрических заданий для развития пространственного мышления младшего школьника.
Задачи исследования:
Изучить такие понятия, как: пространственное мышление, пространственное представление, пространственное воображение.
Выявить и классифицировать геометрические задания, направленные на формирование пространственного мышления младших школьников.
Определить роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников
Провести анализ методики формирования восприятия пространства у младших школьников.
Подобрать задания с элементами геометрии, направленные на развитие пространственного мышления.
Провести диагностику развития пространственного мышления младших школьников.
В данной работе были использованы следующие методы:
Теоретический метод, который заключался в анализе психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Эмпирический метод, который заключался в проведении констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов в ходе исследования.
Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключения, списка литературы,
Акиньшин, Р. Н. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] : педагогика / Роман Акиньшин // Молодой ученый. – 2016. – № 30 (134). – С. 375–376.
Бахусова, Е. В. Развитие пространственного мышления у младших школьников на уроках математики / Е. В. Бахусова, И. Ю. Кудрева // Педагогический форум. – 2021. – № 1(7). – С. 20-22.
Блинова, Т. Л. Формирование пространственного мышления обучающихся при решении геометрических задач / Т. Л. Блинова, Я. В. Илькив // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2020. – № 5. – С. 182-186.
Боровская, Д. Н. Особенности развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики / Д. Н. Боровская, Л. Ф. Кравцова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2018. – № 1-2(13). – С. 7-9.
Василенко, А. В. Психолого-педагогические условия развития пространственного мышления учащихся / А. В. Василенко // Наука и школа. – 2013. – № 4. – С. 69–72.
Зубарева, Е. С. Элементы топологии в развитии пространственного мышления младших школьников / Е. С. Зубарева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-4. – С. 72-76.
Кожихова, О. Н. Развитие пространственного мышления младших школьников / О. Н. Кожихова, О. В. Шумакова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 3-3(19). – С. 59-61.
Коногорская, С. А. Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников [Текст] : актуальные проблемы науки / Светлана Коногорская // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2014. – № 2. – С. 161–166.
Маньковская, Д. А. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников на уроках математики / Д. А. Маньковская, Л. Ф. Кравцова // Январские педагогические чтения. – 2018. – № 4(16). – С. 46-50.
Санина, Е. И. Развитие пространственного мышления: историко-методологический аспект / Е. И. Санина, М. А. Мозговая // Актуальные проблемы современного образования. – 2021. – № 2(31). – С. 78-84.
Троцкая, Е. С. Методы диагностики пространственного мышления младших школьников / Елена Троцкая // Научный журнал ГАОУ ВО МГПУ «Известия ИППО». – 2017. – № 1. – С. 86–91.