ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
1.2 Проектная деятельность, ее виды, функции, критерии и принципы
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня познавательной активности младших школьников
2.2 Комплекс упражнений по развитию познавательной активности младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее ФГОС НОО), учебные программы по предметам должны быть направлены на повышение эффективности усвоения учащимися знаний в предметных областях, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Одна из главных задач, сформулированная в ФГОС НОО приобщить учащихся к учёбе, познанию наук и мира в целом, обучить их как добывать знания и замотивировать на дальнейшее самостоятельное обучение, научить учащихся самостоятельно добывать знания, работать в команде, развить способность к саморазвитию и самообразованию, на основе самоорганизации [1].
Важно отметить, что в рамках личностно-ориентированной парадигмы центральное место отводится личности обучаемого и содержанию учебной деятельности, назначение преподавателя заключается не в том, чтобы просто давать знания, умения и навыки, а в том, чтобы организовывать его учебно-познавательную деятельность и создавать условия для развития личности, ее творческих способностей, свободы, самостоятельности и активности.
Стоит отметить, что в последнее время, у учащихся, обнаружилась тенденция снижения интереса к учёбе и интеллектуальная пассивность, которая вызвана переизбытком информации в современном мире, а также использованием на уроках, одних и тех же традиционных форм обучения. Именно поэтому вопросы об активизации познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Познавательный интерес -это одно из важнейших психических качеств, который является одним из ведущих факторов понимания детьми необходимости изучения того или иного материала. Если познавательный интерес не сформирован достаточно прочно, то усвоение программного материала вызывает у учащихся определенные трудности. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приёмы учения.
Анализ литературы, а также наши наблюдения в ходе педагогической практики позволили выявить противоречие между традиционным подходом к обучению, который преобладает в учебных заведениях, и потребностью в новых формах организации учебной деятельности, способствующих активизации познавательной деятельности.
Вышеизложенное противоречие привело к формулировке проблемы, суть которой заключается в поиске новых методов и средств активизации познавательной деятельности и активности учащихся младших классов на уроках.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проектной деятельности как средство развития познавательной активности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «познавательная активность», «проектная деятельность» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.
3. Подобрать средства диагностики, определить критерии, показатели и уровни сформированности познавательной активности младших школьников.
4. Разработать комплекс проектов и методик по развитию познавательной активности младших школьников.
5. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
– анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– изучение и анализ нормативных документов; анкетирование, тестирование, эксперимент, наблюдение.
Методологическую основу исследования составляют работы:
- Теория личности и теория деятельности «Деятельность. Сознание. Личность» Леонтьева А.Н.;
- культурно-историческая теория и теория внимания Выготского Л.С., отраженные в различных его научных трудах; Щукиной Г.И., в частности, «Проблема познавательного интереса в педагогике»; Шамовой Т.И., посвященных специфике учебно‐познавательной деятельности как разновидности учения школьников; работы Юркевич В.С., сферой научных интересов которых является организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения и другие отечественных и зарубежных ученых.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii- rfposlednyy-redakciya-2015/, свободный. - Загл. с экрана.
2. Баданина, Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов [Текст]: Практикум по общей психологии/Л.П. Баданина. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264с.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] /Э.А. Баранова. - М.: Речь, 2005. – 128 с.
Бермус, А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. – 128 с.
4. Гуткович, И.Я. Общая характеристика метода проектов [Текст] /И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук. организация проектной деятельности: сборник методических материалов. Вып. №3 - Ульяновск, 2005. – 46 с.
5. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. – 266 с.
6. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2023. -507 с. -(Профессиональное образование). -ISBN 978-5-534-08770-3. -Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/515329 (дата обращения: 09.04.2023).
7. Зубкова Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. И. Зубкова. - Екатеринбург, 1993. - 24 с.
8. История педагогики и образования: учебник для вузов / А. И. Пискунов [и др.]; под общей редакцией А. И. Пискунова. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. -452 с. -(Высшее образование). -ISBN 978-5-534-00981-1. -Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/510721 (дата обращения: 09.04.2023).
9. Киселева, Т.Г. Познавательная активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии / Т.Г. Киселева, Т.И. Чальцева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №3 (105). - URL: https://research-journal.org/archive/3-105-2021-march/poznavatelnaya-aktivnost-mladshix-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyax-inklyuzii (дата обращения: 09.04.2023). - doi: 10.23670/IRJ.2021.105.3.067
10. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. -719 с. -(Профессиональное образование). -ISBN 978-5-534-13665-4. -Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/512115 (дата обращения: 09.04.2023).
11. Леонтьев, А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1876832/, свободный. - Загл. с экрана.
12. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] /А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2010. – 511с.
13. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271.htm/, свободный. - Загл. с экрана.
14. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.npu.edu.ua/info/iYivQtot70OzMr/, свободный. - Загл. с экрана.
15. Педагогика: учебник и практикум для вузов / П. И. Пидкасистый [и др.]; под редакцией П. И. Пидкасистого. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. -408 с. -(Высшее образование). -ISBN 978-5-534-01168-5. -Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/510440 (дата обращения: 09.04.2023).
16. Павелко, Н. Н., Павлов, С. О. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. – 496 с.
17. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. – 130 с.
18. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. М.: Юрайт, 2019. – 364 с.
19. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина // М.: Просвещение, 1979 - 160 с.
20. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://gigabaza.ru/doc/68595.html/, свободный. - Загл. с экрана.
21. Эльконин, Д..Б. Детская психология [Текст]/Д.Б. Эдьконин. - М.: Академия, 2011. - 384с.