Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЛЕНАХ СЕМЬИ
1.1. Проблема формирования у детей представлений о членах семьи в исследованиях отечественных педагогов
1.2. Роль представлений о членах семьи в воспитании дошкольников
1.3. Содержание представлений о членах семьи в программах воспитания и образования детей дошкольного возраста
1.4. Формы и методы формирования у детей представлений о членах семьи
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЛЕНАХ СЕМЬИ
2.1. Изучение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о членах семьи на констатирующем этапе эксперимента
2.2. Формирование представлений о членах семьи у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Изучение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о членах семьи на контрольном этапе эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для трудового воспитания детей. В настоящее время, когда в нашей стране процветает как вынужденная, так и добровольная безработица, которая порождает нежелание трудиться, жажду «легких денег», и, следовательно, преступность, особое значение приобретают вопросы формирования у подрастающего поколения гуманного отношения к окружающим, человеку-труженику, воспитания положительного отношения к труду.
Наблюдая за деятельностью членов семьи, ребенок приходит к пониманию того, что труд является источником существования человека, производителем благ, условием удовлетворения его потребностей.
Если взрослые, окружающие ребенка, положительно относятся к труду, выказывают свое уважение, восхищение трудолюбием, если ребенок постоянно находится в атмосфере труда, то вскоре он начинает чувствовать его необходимость. Труд становится такой же жизненно важной потребностью как потребность в пище, еде, активности.
Все это является основой нравственного воспитания ребенка.
Кроме того, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. Посещая различные предприятия, знакомясь о членах семьи на кухне, гараже, транспорте, фабрике и т.д. Ребенок расширяет свой кругозор, обогащает знания об окружающем мире, устанавливает связи между деятельностью человека и настоящим положением вещей. Например, труд лесника способствует росту лесов, сохранению животных и растений, что приводит к тому, что наша земля становится богаче и красивее.
В процессе ознакомления о членах семьи ребенок неосознанно начинает выделять его структуру: взрослый сначала ставит цель, затем использует специальные навыки и умения в деятельности, получает результат. Это остановится основой формирования самостоятельной трудовой деятельности дошкольника.
Ознакомление о членах семьи в дошкольном возрасте является начальной ступенью профессиональной ориентации ребенка. Ребенок наблюдает, анализирует, оценивает, «примеряет».
Однако сегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, это связано, прежде всего, с материальными трудностями: отсутствием «трудового пространства» (в детских садах дошкольники обычно трудятся только в уголках природы), орудий труда, времени. Сегодня задача трудового воспитания не является приоритетной. На первый план выдвинулись задачи умственного и физического воспитания. Но, как мы уже отмечали выше, именно трудовая деятельность является основой развития нравственных качеств личности, умственного, физического развития и т.д. А истоки возникновения самостоятельной трудовой деятельности дошкольника происходят из ознакомления детей о членах семьи. Основываясь на актуальности и проблематике темы, мы определили цель нашего исследования.
Цель исследования. Рассмотреть проблему ознакомления с членами семьи детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Представления детей дошкольного возраста о членах семьи.
Предмет исследования. Процесс формирования знаний о членах семьи у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему ознакомления дошкольников с членами семьи в педагогических исследованиях;
2) Выявить уровень знаний о членах семьи у детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать и апробировать систему игр и занятий, направленных на формирование знаний о членах семьи в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза. Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых происходит наиболее успешно в процессе занятий по ознакомлению с окружающим и экологическому воспитанию с использованием методов наблюдения, совместной деятельности, игры.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ литературы по данной теме.
Эмпирические: диагностирование; индивидуальная беседа; анализ продуктивной деятельности детей.
Экспериментальной базой исследования является ДОУ № 26, дети старшего дошкольного возраста в количестве 8 человек.