Введение
Глава 1 Адаптивная физическая культура как средство саморазвития личности человека с инвалидностью
1.1 Адаптивная физическая культура как вид физкультуры и ее роль в жизни человека
1.2 Взаимосвязь физического и духовного здоровья в развитии личности
1.3 Характеристика проблемы инвалидов как социальной группы
1.4 Современные тенденции в понимании проблемы саморазвития личности человека с инвалидностью в пространстве адаптивной физической культур
Глава 2 Структура АФК
2.1 Основные компоненты (виды) и функции АФК
2.2 Основные принципы АФК
Заключение
Список литературы
Приложение
Важнейшей государственной задачей является повышение качества жизни человека, имеющий инвалидность. Эта задача стала выдвигаться на передний план, рассматривающий науку такого феномена, как адаптивная физическая культура. Различные аспекты, рассматривающий этот вопрос изучаются психологами, философами, социологами, педагогами, социальными психологами. Они исследовали: механизмы, этапы и стадии, а также факторы самореализации. Проблемы саморазвития личности инвалида, применяющий средство адаптивной физической культуры в отечественной литературе не достаточно изучены. Весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении является проблема саморазвития личности человека, который имеет нарушение психического и физического развития.
По данным ООН, в мире начали насчитывать примерно 450 миллионов людей, которые имеют нарушение психического и физического развития. Они могут составлять 1/10 часть жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигают 13% (3% людей, имеющие недостаток интеллекта и 10% людей, имеющие другой психический и физический недостаток) всего в мире около 200 миллионов людей, которые имеют ограниченную возможность.
В России, как и во всем мире, можно наблюдать тенденцию роста числа – инвалида, а частота инвалидности за последние десятилетия увеличиваются в два раза. В 1995 г. в органе социальных защит населения начали состоять на учете свыше 453 тысяч инвалидов, получившие социальную пенсию. Но фактически таких людей огромное количество: по расчетам ВОЗ их насчитали около 900 тыс. - 2-3% популяции.
Инвалидность может означать существенное ограничение жизнедеятельности, способствующий социальной дезадаптацией, которая рассматривает: нарушение развития, затруднение самообслуживания, общение, обучение, овладение будущими профессиональными навыками. Освоения детьми-инвалидами, имеющие социальные опыты, включения их в существующую систему, которая имеет общественное отношение может требовать от общества определенную дополнительную меру, средство и усилие (это может быть специальная программа, специальный центры по реабилитации, специальное учебное заведение).
Актуальность темы «Адаптивная физкультура является средством саморазвития личности человека, имеющий инвалидность» заключается в необходимости исследования проблемы, применяющие сферу адаптивной физкультуры и спорта, а также реабилитации людей, которые имеют ограниченную возможность.
Цель – исследовать адаптивную физическую культуру как средство саморазвития личности человека с инвалидностью.
Объект исследования – инвалиды
Предмет – адаптивная физическая культура как средство саморазвития личности инвалидов
Задачи:
- - изучить место и роль адаптивной физической культуры в жизни человека.
- выявить взаимосвязь физического и духовного здоровья в развитии личности.
- -исследовать характеристику проблемы инвалидов как социальной группы.
- –изучить понятия и структуры самореализации личности.
Глава 1 Адаптивная физическая культура как средство саморазвития личности человека с инвалидностью
1.1 Адаптивная физическая культура как вид физкультуры и ее роль в жизни человека
Для России адаптивная физическая культура является новой развивающей областью образования, наук, культур, социальных практик. Адаптивная физическая культура (АФК) имеет многогранное понятие и трактовки [1]. В 1995 году в России появился термин адаптивные физические культуры. Первая в России кафедра теория и методика адаптивной физической культуры начал создаваться в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры и может представлять собой творческую деятельность. В адаптивной физической культуре преобразовывается человеческая природа, тело имеет окультуривание, рассматриваются оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, высших психических функций, воспитаний и самовоспитаний личности, самореализаций индивидуальных способностей. Существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы применяются в методиках адаптивной физической культуры [2].
Культура является многоаспектным понятием, описывающая: процесс результатов, норма, способ, деятельность, отношение и систему. Относительно этому понятию могут существовать более 500 трактовок [3].
Э.Тэйлор рассмотрел «культура как комплекс, применяющий: знания, верования, искусства, морали, законы, обычаи, а также имеет иную способность и навык, усвоенный человеком, который является членом общества» [4].
По мнению А.П. Кравченко культура начала употребляться в быту с помощью трех значений: 1. может иметь институционально закреплённую сферу жизни общества (например, министерство культуры). 2. имеет духовную ценность и норму в котором рассматривается большая социальная группа (например, элитарная) 3. выражает качественное развитие духовных достижений.
В зависимости от предмета исследования, определение культура меняется, для каждого явление и случая необходим индивидуальный подход [5].
Физическая культура по определению О.П. Матвеева может иметь органическую часть культуры общества и самого человека: применяется рациональное использование людьми специфическое содержание. Также можно описать фактор, имеющий физическую подготовку к жизненной практике, оптимизируется физического состояние и развитие. Физическая культура-это эффективное средством при котором может применяться всестороннее гармоническое развитие личности. Имеет действенный социальный фактор. Продвигает людей по пути физического совершенствования. [6].
Двигательные качества человека, учитывающие существенные нормы и идеалы применяются в физической культуре. В адаптивной физической культуре можно рассмотреть несколько областей знаний, такие как: физическая культура, медицина, коррекционные педагогики, сведения медико-биологических и социально-психологических учебных и научных дисциплин [7].
Сведения при этом в них не только обобщаются, но и формируются новые знания, представляющие собой результат взаимопроникновения знания [8].