Введение
Глава 1. Воспитание как целенаправленный процесс
1.1 История возникновения воспитания
1.2 Сущность процесса воспитания
Глава 2. Современные концепции воспитания
2.1 Типология педагогических концепций
2.2 Характеристика концепций
Заключение
Библиографический список
Актуальность темя исследования. Современная отечественная педагогика ищет новые парадигмы образования, поэтому ее интересуют педагогические концепции, существующие в мире. В настоящее время научное сравнение педагогических систем и теорий в разных странах выполняет две основные функции. Первый заключается в получении эмпирических данных и теоретической информации, которая помогает международным организациям принимать решения по развитию образования в разных странах, оказывать помощь и координировать научную деятельность в разных странах. Вторая задача в изучении зарубежной педагогики и школ - обеспечить передачу опыта на родную почву.
Анализ литературы и опыта показывает, что, несмотря на социокультурные различия в педагогических, методологических, моральных и психологических аспектах образования, наши учителя и учителя часто делали что-то близкое к тому, что возникло в Европе и США.
Объект исследования: процесс воспитания.
Предмет исследования: современные концепции воспитания.
Цель курсовой работы: на основе анализа изучить правильную постановку проблем образования и их философское осмысление, что дает возможность оценить прошлое и спрогнозировать будущее образования.
Задачи курсовой работы:
1. изучить современные концепции воспитания;
2. дать сравнительную характеристику современных концепций воспитания;
3. сделать выводы по изученному материалу.
Методы исследования:
1. метод анализа литературы;
2. сравнительный метод.
Глава 1. Воспитание как целенаправленный процесс
1.1 История возникновения воспитания
Смысл существования предков человека был предопределен их мировоззрением. Воспитание первобытных людей на первый взгляд выглядело бессистемно, стихийно, не было функцией и проявлялось в традициях и фольклоре. Семья всегда была основой социального воспитания.
Действия, связанные с образованием, получили сакральный смысл. Маленьким членам семьи была предоставлена значительная свобода в поведении. Наказания не были суровыми. Дети много играли, подражая жизни взрослых.
Вначале педагогическая мысль формировалась в виде отдельных суждений и высказываний - своеобразных педагогических заповедей. Кроме того, он воспитал сам образ жизни своих родителей. До появления письменности суждения существовали в устной форме и дошли до нашего времени в форме пословиц, поговорок, афоризмов и крылатых фраз.
Истоки народной педагогики, которую можно назвать первым этапом в развитии педагогики в целом, мы находим в сказках, былинах, песнях, колыбельных, поговорках, колядках, народных приметах и исторических сведениях.
Есть много русских пословиц и поговорок, имеющих педагогические цели: «Природу не калечить, а беречь», «С юных лет беречь честь», «Горький корень знания, но сладкий плод», «Наука - это не пиво, в рот не положишь» и т.д.
В древности была реализована высокая миссия материнства. Этому придавалось большое значение. Материнская любовь с первых дней рождения ребенка выражалась в колыбельной, а затем в веселых шутках, имевших большую развивающую ценность.
Материнская поэзия ненавязчиво несла ребенку информацию о мире, в котором предстоит ему жить, обогащала его душу, развивала художественный вкус, музыкальный слух.
Вежливые манеры поведения в обществе были неотъемлемой частью нравственной культуры людей, их педагогических взглядов. В старославянском языке мы не найдем ни одного бранного слова. Поэтические нравственные правила можно найти в «Наставлениях» детям Владимира Мономаха. Позже были и другие учебные заведения.
Еще один институт воспитания - «дяди». Ребята были наставниками своих племянников, и это были их первые помощники. С принятием христианства распространилось «кумовство» - «крестный отец» и «крестный отец» стали крестными отцом и матерью. [7]
Истоки теоретической педагогической мысли раскрываются в трудах великих античных философов - Платона и Аристотеля. Само слово «педагогика» греческого происхождения, переводится как «деторождение», «деторождение». Педагогика приобрела статус науки благодаря трудам выдающегося чешского учителя Яна Амоса Коменского (1592–1670), который изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика».
Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных учебных заведений) в VIII в. привело к созданию специальных учебных заведений для подготовки учителей. Первые такие заведения появились в Германии. [14]
1. Веселова В.В. Билет в будущее [Текст] / В.В. Веселова. – М., 1990.
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах [Текст] / В.В. Воронов. – М., 2002.
3. Воронов В.В. Технология воспитания [Текст] / В.В. Воронов. – М., 2000.
4. Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О.С. Газман. – М.: МИРОС, 2002.
5. Гессен С.И. Основы педагогики [Текст] / С.И. Гессен. – М., 1995.
6. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н. Джуринский. – М., 2003.
7. Исенина Е.И. Предисловие в кн.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.,1994.
8. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] / В.С. Кукушкин. – Р-на-Д, 2002.
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.,2001.
10. Линде Н.Д. Основы современно психотерапии [Текст] / Н.Д. Линде. – М.2002.
11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М. 1997.
12. Педагогика [Текст] / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004.
13. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.
14. Пичугина Н.О. и др. Дошкольная педагогика [Текст] / Н.О. Пичугина. – Р-на-Д, «Феникс», 2004.
15. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков. – М., 2000.
16. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. – М., 1993-1999.
17. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – В 2 ч. – М., 2002.
19. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2008.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – М., 1990.
21. Фридман Л.М., Волкова К.Н. Психологическая наука учителю [Текст] / Л.М. Фридман. –М., 1985.
22. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьел. – СПб., 2003.
23. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности [Текст] / Е.Н. Шиянов. – Р-на-Д, 1995.
24. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М., 1998.