Введение
Глава 1. Общие особенности преподавания темы «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики
1.1 Общая структура преподавания темы «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики
1.2 Анализ представления темы «Алгоритмизация и программирование» в учебной литературе
Глава 2. Разработка системы заданий по разделу «Выполнение и анализ простых алгоритмов»
2.1 Работа преподавателя в школе по разделу «Выполнение и анализ простых алгоритмов»
2.2. Разработка системы заданий, направленных на повышение эффективности преподавания темы «Выполнение и анализ простых алгоритмов»
2.3 Анализ результатов эффективности разработанных учебных материалов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ – компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.
В предметных требованиях по информатике углубленного уровня во ФГОС явное усиление линии алгоритмизации и программирования. Добавляются понятия «сложность алгоритма», «структуры данных», «опыт разработки программ в выбранной среде программирования», «документирование программ». При выборе языка программирования учитываются две основные возможности поступления в вуз: ЕГЭ и олимпиады. Отсюда и выбор языка программирования: структурный или 6 объектно-ориентированный. Выбор языка программирования остается за учителем. Программирование является обязательной составляющей любой профессиональной деятельности инженера и специалиста ИТ-отрасли. На базовом уровне изучения информатики также сохраняется возможность сдачи ЕГЭ по предмету, поэтому программирование изучается на всех уровнях. В общеобразовательном курсе информатики учитывается потенциал робототехнических комплексов на разных платформах.
Актуальность исследования обусловлена значимостью темы «Алгоритмизация и программирование» в курсе информатики средней школы, всегда вызывающей и продолжающей вызывать многочисленные споры. Изучение алгоритмизации в школьной информатике может иметь два целевых аспекта: первый - развивающий аспект, под которым понимается развитие алгоритмического (еще говорят - операционного) мышления учащихся; второй - программистский аспект. Составление программы для ЭВМ начинается с построения алгоритма; важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление. Если в первых школьных учебниках информатики в изучении алгоритмизации превалировал второй, программистский, аспект, то в дальнейшем стала больше подчеркиваться развивающая роль данной темы.
Несмотря на изученность темы, вопросы преподавания диагностики по данному разделу продолжают также оставаться актуальными. С учетом динамического, изменяющегося характера самой информатики и как науки, и как учебного предмета, ее нестабильности, постоянного развития и совершенствования как технических, так и особенно программных средств, вынужденным и плодотворным решением является максимальная опора на результаты общей дидактики, на конкретные методики близких дисциплин - математики и физики. Кроме того, в виду необходимости воспитания общей информационной культуры, возникает необходимость формирования у учащихся простейшей алгоритмической культуры, знаний, умений и навыков работы с алгоритмами. Эта тема становится одной из ключевых, требующих особенного внимания при изучении, и столь же ключевой становится вопрос диагностики знаний, полученных по этой теме.
Цель исследования – изучить особенности выполнения и анализа простых алгоритмов.
Объект исследования – методика преподавания информатики в школе.
Предмет исследования – процесс преподавания темы «Алгоритмы», в частности выполнение и анализ простых алгоритмов.
Задачи исследования:
- изучить теоретические и методические аспекты преподавания информатики в школе по данной теме;
- провести анализ учебников по информатике в школе по разделу «Алгоритмы»;
- выявить затруднения и проблемы изучения раздела «Алгоритмизация и программирование» в школе;
- повести практическое диагностическое исследование.
Рассматриваемой проблеме посвящены труды ряда авторов, таких как Н.Д. Угринович, И.Г. Семакин, Н.Н. Самылкина, М.П. Лапчик и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: анализ теоретических источников и публикаций по теме, обобщение и интерпретация результатов исследования, проведение эмпирического исследования.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Российская газета. - №139. - 21.06.2012.
2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. [Текст] / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К.Хеннера: Том. 2. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. - 304 с.
3. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс [Текст] / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - Спб: Питер, 2003. - 299 с.
4. Лапчик М.П. Учебник: Методика преподавания информатики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bugabooks.com/book/133-metodika-prepodavaniya-informatiki/86-124-bazy-dannyx-i-informacionnye-sistemy.html
5. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 298 с.
6. Семакин И.Г. Информатика: Учеб. по базовому курсу [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.-543с.
7. Сенокосов А.И. Уроки по теме «Алгоритмизация и программирование» [Текст] // Еженедельная методическая газета для учителей информатики. - 2015. - № 14, № 15. – С. 12-14.
8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса [Текст] / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009. – 295 с.
9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса [Текст] / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008. - 188 с.
10. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов [Текст] / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 511 с.
11. Универсальные материалы для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену 2017. Информатика [Текст] / Под редакцией В.Р. Лещинера. ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2016 - 109 с.
12. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс: http://www.fipi.ru/
13. Шестаков А.П. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по информатике [Текст] / А.П. Шестаков, С.В. Баданина // Еженедельная методическая газета для учителей информатики. – 2014. - № 22. - С.12-14.