Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения средств правового обучения
1.1. Сущность правового образования в школе
1.2. Формы, методы и средства современного школьного правового образования
Глава 2. Разработка уроков семейного права с использованием различных средств обучения
2.1. Разработка урока на тему «Права и обязанности супругов» с использованием визуальных средств
2.2. Разработка урока на тему «Право собственности супругов» с использованием аудиовизуальных средств
2.3. Разработка урока на тему «Права и обязанности родителей и детей» с использованием визуальных средств
Заключение
Список использованных источников
В последнее десятилетие в жизни российской общеобразовательной деятельности школы произошли коренные изменения. Изменилось содержание образования, способы взаимодействия учителей с учениками, изменились цели образования. В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Все эти три контекста в их сложном переплетении отражены в научных исследованиях разных авторов, что приводит к многозначности трактовок понятия «рефлексия» и многоплановости понимания самого явления.
В методологической основе ФГОС заявлены два подхода: системно-деятельностный и компетентностный. Если первый в качестве результатов обучения предполагает формирование у школьников предметных знаний, умений и навыков, то второй делает акцент на применение знаний и умений в практической деятельности.
Приоритетом общего образования согласно ФГОС становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Именно для этого необходимо использовать рефлексивные методы на уроках правового курса. Рефлексия позволяет ученику самоопределиться в учебно-познавательном процессе. В случае затруднения она предполагает переход ученика на позицию новой деятельности; мысленно проанализировать предшествующую деятельность, осознать и переосмыслить её результаты, разработать стратегию своей новой деятельности.
Тем не менее, можно констатировать, что сложились противоречия между:
– изменившимися социальными требованиями к уровню правового образования школьников и традиционными, репродуктивными методами и формами обучения их праву;
– изменившимися условиями учебной деятельности, правоспособности учащихся старших классов и необходимостью формирования новых критического мышления.
Сказанное выше обусловило проблему исследования: каковы возможности различных средств обучения на уроках правового курса?
Цель работы – изучить средства правового обучения и разработать урок по правовым дисциплинами с использованием различных средств обучения.
Объект исследования: курс «Право» в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: средства обучения на уроках правового курса.
Задачи:
– изучить сущность правового образования в школе;
– проанализировать формы, методы и средства современного школьного правового образования;
– разработать уроки семейного права с использованием различных средств обучения.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация и моделирование (разработка уроков).
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность правового образования в школе
Правовое образование рассматриваем не только как усвоение определенной суммы знаний, но и социализацию ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовывать, отстаивать и защищать. Об этом свидетельствуют подходы и концепции к правовому образованию учащихся школ в России.
В настоящее время в педагогической теории и практике можно условно выделить три подхода к правовому образованию: предметный, интегрированный и институциональный :
1) предметный – сторонники данного подхода видят правовое образование школьников через изучение самостоятельного учебного предмета, основанного на национальном законодательстве;
2) интегрированный – его сторонники исходят из того, что курс обществознания обладает достаточным воспитательным потенциалом и надо умело воспользоваться им при решении задач правового образования и развития личности;
3) институциональный – сторонники данного подхода употребляют понятие «правовое образование» применительно к форме организации школьной жизни как правового пространства, где на первый план выходят вопросы выстраивания правовых демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Эти три подхода отчетливо прослеживаются в учебно-методических комплектах, которые ученые предлагают школе.
Вопросы права содержатся в программах общеобразовательных учреждений по обществознанию (также имеются разработанные программы по предмету «Право» (профильный уровень) для учеников, решивших избрать высшее юридическое образование). В соответствии с указанной программой на изучение раздела по праву в 10 классе отводится 10 часов, в 11 классе – 20 часов (всего на изучение обществознания в 10 и 11 классах выделено по 70 часов учебного времени) .
Е.А. Певцова отмечает, что необходимо обязательное изучение основ права как отдельной учебной дисциплины в каждом общеобразовательном учреждении. Уроки правовой линии проводятся и сейчас, но не во всех общеобразовательных учреждениях. Отсутствуют однообразность и скоординированность действий. На подобную дисциплину, во-первых, отводится всего немного часов в год, во-вторых, он изучается, зачастую начиная только с девятого класса, в-третьих, он пока даже не имеет единого названия и содержания и может именоваться по-разному: «основы государства и права», «основы правовых знаний», «основы права», «граждановедение», «конституционное право», «основы социологии и политологии» и т.д.
1. Альбиков И. Р. Юридическая сущность законного и договорного режимов регулирования имущественных отношений супругов / И. Р. Альбиков // Нотариус. – 2010. – № 5. – С. 30-33.
2. Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся. – Новосибирск, 1986. – С. 53-55.
3. Гаджиева П.Д. Концептуальные положения правового образования учащихся в условиях модернизации школы // Право и образование. – 2012. – №6. – С. 30-37.
4. Казначеева О.А., Сафронов В.В. Сущность и содержание правового образования // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – №30-2 (декабрь). – С. 253-263.
5. Кострова Н.М. Проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан в судебных органах Российской Федерации // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 11–15.
6. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. – 166 с.
7. Левушкин А. Н. Правовая природа соглашения супругов о разделе общего имущества / А. Н. Левушкин // Юридический мир. – 2011. – № 3. – С. 30.
8. Мазаев В. Юридическое образование в школе // Педагогика: теория; системы; технологии. – М., 2008. – С. 124-126.
9. Муртазалиев А.М. Повышение правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 5–10.
10. Певцова Е. А. Основные концепции правового образования / Е. А. Певцова // Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М.: Новый учебник, 2012. С. 193-197.
11. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2 ч. – М., 2012. Ч.1. – 264 с.
12. Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2 ч. / Е. А. Певцова. – М.: Русское слово, 2012. – Ч. 1. – 264 с.
13. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
14. Петрошенко А. И. Анализ современных научных подходов к правовому воспитанию школьников // Право и образование. – 2013. – №11. – С.10-12.
15. Право. 10 класс. Профильный уровень / Л.Н. Боголюбов и др. – М., 2011. – 286 с.
16. Право. 10-11 классы / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М., 2008. – 320 с.
17. Право. 10-11 классы. Профильный уровень / А.Ф. Никитин. – М., 2011. – 416 с.
18. Суворова Н.Г. Подготовка учителей к преподавания основ права в школе: метод. пос. для педагогических менеджеров / Н.Г. Суворова, А.Ф. Никитин. – М.: Политекс, 2009. – 175 с.
19. Хасанова С. А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе: Дис. … канд. пед. наук. – Сургут, 2007. – 24 с.