Актуальность исследования. В гуманитарных науках, исследующих социокультурные аспекты развития чувашского народа существуют пробелы, особенно заметные при определении истоков идей в области культуры и просветительства в период с середины XIX и начала XX веков.
Важнейшей стороной диссертации является исследование предпосылок возникновения социокультурных взглядов И.Я .Яковлева, изучение истории возникновения чувашского народа и его культуры. С этой точки зрения проанализированы произведения устного народного творчества, данные археологических и этнографических исследований, история религий, космогония и философия предков чувашского народа.
Основная научная проблема, положенная в основу диссертационной работы, состоит в определении наиболее значимых сторон культурно просветительской деятельности И.Я. Яковлева; в изучении возможностей использования данных материалов при составлении Программы развития культуры и искусства в Чувашской Республике. Становление и деятельность И.Я. Яковлева происходила под воздействием национальных, политико-идеологических, религиозных и личностных факторов. С их учетом проведен историко-культурологический анализ малоизвестных по этой теме научных и архивных материалов.
В современных условиях развития российского общества особый интерес вызывают вопросы сохранения и развития огромного историко-культурного наследия народов многонациональной России. Свидетельством этого является проведение ряда мероприятий и принятие правительственных документов по этому вопросу. К примеру, постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», в которой одними из важных обозначены задачи сохранения российской культурной самобытности и создания условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; выявления, охраны и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации; создания позитивного культурного образа России в мировом сообществе [1]. В этих же целях указом Президента Российской Федерации В. В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры» 2014 год в России объявлен Годом культуры [2]. Выдающийся академик Д. С. Лихачев в своих сочинениях, размышляя о человеческой культуре, писал: «Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества это активная память человечества, активно же введенная в современность. Каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым» [10]. В связи с этим особый интерес вызывает педагогическое наследие выдающихся педагогов прошлого, поскольку оно является источником для обогащения современной школы лучшими своими достижениями: идеями, взглядами, четко сформулированными понятиями, принципами и т. п.
Степень научной разработанности проблем связана с трудами русских ученых конца XVIII и XIX веков К.С. Мильковича, В.А. Сбоева, В.И. Лебедева, Н.И. Золотницкого, A.A. Фукс, В.Н. Белицера, Е.П. Бусыгина, В.К, Магницкого, Н.Я. Марра, К.Д. Ушинского, П.С. Палласа, Н.И. Ильминсого, Н.В. Никольского, Г.Ф. Миллера, В.Ф. Каховского, составляющих базу исследований истории возникновения чувашского народа и его культуры. В них раскрыты корни происхождения чувашской нации, эволюция формирования данного этноса, изучены памятники истории и народной культуры.
Среди чувашских ученых подобными исследованиями занимались Г.П. Егоров, Г.Н. Волков и другие. Исследователи A.A. Трофимов, Н.И. Воробьев, Ю.А. Илюхин в своих работах останавливаются на традиционной чувашской культуре: вышивке, танцах, музыке.
Религиозные верования чувашей подробно исследованы Л.А. Ивановым. Основательные труды по изучению деятельности И.Я. Яковлева написаны чувашскими учеными Н.Г. Красновым, И.Я. Тенюшевым, |Н1.Г. Маркеловым, Г.А. Александровым.
Основные положения и выводы, изложенные в исследовании, нашли свое отражение в 10 научных публикациях, сообщениях и выступлениях на международных, всероссийских, региональных и республиканских научно-практических конференциях, организованных в гор.Чебоксары, Йошкар-Ола в 1998-2004 гг. Примеры и эпизоды из жизнедеятельности Н.М. Охотникова приводились в студенческой аудитории в процессе преподавания иностранного языка при изучении лексических разговорных тем: «Профессия учителя», «Выдающийся педагог», «Столица Чувашии», «Наша Родина», при объяснении грамматических правил в качестве примеров, при сравнительно-сопоставительном анализе этнопедагогических явлений. Результаты исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедр истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения, иностранных языков, ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЧГПУ им. И.Я.Яковлева.
Цель курсовой работы – исследование работ И.Я. Яковлев в трудах чувашских учёных второй половины ХХ века.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть историографию изучения жизни и деятельности И Я. Яковлева в первой пол. ХХ в.;
изучить источниковую базу яковлевоведения в архивных фондах;
исследовать воспоминания о Яковлева И.Я. в записях генерала Жиркевича;
рассмотреть И.Я.Яковлев в трудах чувашских учёных второй половины ХХ века.
Объект исследования – Яковлева И.Я.
Предмет исследования трудах чувашских учёных.
Реализуя принципы научности и историзма, мы использовали историко-ретроспективный и конкретно-исторический методы, позволяющие осмыслить прошлое, а также анализ, синтез, актуализацию и обобщение исторических фактов, архивных и опубликованных материалов.
В исследовании рассмотрены опубликованные работы И. Я. Яковлева и его сподвижников, последователей и оппонентов по различным проблемам начального образования и просвещения нерусских народов Поволжья; педагогическая, историческая, религиозная, мемуарно-публистическая литература; периодическая печать, материалы Центрального государственного исторического архива Чувашской Республики.
Методология исследования основана на принципах и подходах философского и историко-культурологического понимания сущности просветительской деятельности как важнейшего способа гуманистического развития личности; на изучении исторической эволюции изменения ценностей и норм традиционной народной культуры; выявлении социокультурной функции просвещения в обогащении духовной культуры народа.
Автор опирается на комплексный анализ теоретических и методологических проблем в исторической культурологии в трудах С.М. Арта-новского, С.Н. Иконниковой, В.А. Щученко, А. Флиера, A.C. Каргина, Т. Баклановой, A.C. Мыльникова и других.
Научная новизна заключается: в критическом осмыслении различных теорий об исторической эволюции культуры чувашского народа; в комплексном историко-культурологическом исследовании влияния деятелей русского просветительства, духовенства и культуры на формирование взглядов И.Я. Яковлева; в раскрытии творческого и научного потенциала трудов И.Я. Яковлева и систематизации знаний о его деятельности; в выявлении социально-культурных условий, стимулировавших возникновение национальной творческой интеллигенции, на основе изучения оригинальной программы деятельности Симбирской чувашской учительской семинарии И.Я. Яковлева; в создании историко-социального портрета И.Я. Яковлева на основе изучения новых и малоизученных документальных данных.
Практическая значимость состоит:
в раскрытии потенциала культурно-просветительской деятельности И.Я. Яковлева и обосновании его идей, создающих условия и предпосылки для дальнейшего исследования этой проблемы;
в изучении влияния наследия И.Я. Яковлева на социокультурные отношения в среде чувашского народа на современном этапе и их использование в разработке Программы развития культуры и искусства в Чувашской Республике;
в использовании материалов диссертации при разработке учебных курсов по истории и теории культуры, культурологии;
Структура состоит из введения, 4 глав, библиографии, списка архивных документов и фотоматериалов, заключения.
-
Историография изучения жизни и деятельности И. Я. Яковлева в первой пол. ХХ в.
Жизнь и многогранная деятельность И. Я. Яковлева не являются малоизученными страницами истории отечественной педагогики и образования. Различные аспекты его культурно-педагогического наследия, общественно-политические, философские взгляды отражены во многих исследовательских работах как в России, так и за рубежом. Исследование показало, что к настоящему времени в истории чувашской культуры образовалось и успешно развивается целое направление яковлевоведение, включающее достаточно широкий круг исследований и применение их результатов в жизни.
Просветительной деятельностью инспектора чувашских школ Казанского учебного округа И. Я. Яковлева (1875-1903) интересовались три последних императора Российского государства, председатель Совнаркома В. И. Ленин, многие отечественные и иностранные ученые, писатели, государственные и общественные деятели. Яковлевской тематике посвящены серия кинофильмов (в частности, один из них, «Дело его жизни», выпустил Центрнаучфильм (М., 1971, режиссер Д. Э. Дубинский)), ряд диссертаций (монографий, сборников научных трудов по материалам конференций и множество статей в периодических изданиях.
Уникальная личность чувашского просветителя еще при его жизни вызывала в печати неоднозначные оценки. Высокопоставленные чиновники Министерства народного просвещения, а также министры Г. Е. Зенгер, А. Н. Шварц, Н. К. Кульчицкий, некоторые реакционно настроенные представители местного дворянства и духовенства (А. А. Головинский, Н. К. Деревицкий, М. Н. Теренин, Никандр (Симбирский епископ) и др.) обвиняли И. Я. Яковлева в сепаратизме, национализме. Тот же епископ считал его «пестуном инородческой обособленности, образованным хранителем своего родного племени» [7].
В 1903 г. после отстранения Министерством народного просвещения от должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа и упразднения самой должности И. Я. Яковлев был оставлен руководителем только своего детища Симбирской чувашской школы (1868). Однако это событие не повлияло на мнения народных масс и передовой русской и чувашской интеллигенции (С. Ф. Платонов, Н. А. Бобровников, С. В. Чичерина, П. М. Миронов, М. Е. Евсевьев, Д. Ф. Филимонов и др.), которые и в дальнейшем продолжали поддерживать общественно-просветительную и издательско-переводческую деятельность И. Я. Яковлева.
Обвинения и преследования не прекратились и после Октябрьской революции 1917 г. Консервативно настроенные чувашские интеллигенты обвиняли Яковлева совершенно необоснованно в русификации своего народа, в поддержке геополитического царского правительства. В апреле 1918 г. той же группе интеллигенции удалось добиться отстранения И. Я. Яковлева от руководства Симбирской чувашской учительской семинарией (1917). В это дело вмешался Наркомпрос, а председатель Совнаркома В. И. Ленин послал в Симбирск телеграмму в защиту И. Я. Яковлева, «50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма» [9].
Осенью 1919 г. с уходом И. Я. Яковлева на пенсию завершилась его полувековая широкая общественно-просветительная деятельность, которая, в свою очередь, явилась продолжением лучших традиций русского просветительства, представителей интеллигенции многонационального Российского государства. В новых общественно -политических условиях жизни труд И. Я. Яковлева оценили высоко. Например, А. В. Луначарский назвал его «великим организатором и практиком, беззаветно преданным своему народу» [17]. После создания Чувашской автономной области (1920) И. Я. Яковлев при участии сыновей Алексея и Николая составил задуманное еще в 1918 году завещание обращение к родному народу. Изучение и анализ этого величайшего творения чувашского просветителя показывают, насколько по-отцовски мудры его заветы и советы соплеменникам, старшим и совсем юным: «Берегите семью: в семье опора народа и государства. (...). Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей (...). Верьте в силу мирного труда и любите его. (...). Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу» [3]. Эти советы и в реалиях современной жизни не теряют своей актуальности и ценности. Доктор исторических наук, профессор В. Д. Димитриев, многие годы скрупулезно изучавший наследие Ивана Яковлевича Яковлева, в своей статье «О завещании И. Я. Яковлева чувашскому народу», высоко оценивая каждый завет просветителя чувашам, значимость каждого сказанного им слова, писал: «Завещание И. Я. Яковлева это концентрированное выражение, квинтэссенция всей его полувековой деятельности по национальному подъему чувашей и их сближению с другими народами, сущности его просветительной, педагогической и воспитательной системы, программы дальнейшего возрождения, качественного совершенствования чувашской нации, приобщения ее к человеческим этическим ценностям» [3].