Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния цифровой среды на физическое развитие дошкольников
1.1. Общая характеристика понятия «цифровая среда» в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста
1.3. Цифровые ресурсы для физического развития дошкольников в детском саду
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию влияния цифровой среды на физическое развитие дошкольников
2.1. Диагностика исходного уровня физического развития дошкольников
2.2. Программа «Виртуальный крепыш» физического развития дошкольников в условиях цифровой среды
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. В течение последних нескольких лет вопросы физического развития детей все в большей степени привлекают внимание педагогов, медицинских работников и родителей детей дошкольного возраста. Гармоничное физическое развитие детей, улучшение работоспособности их организма и расширение функциональных возможностей – главная задача физического воспитания дошкольников в условиях ДОО. Однако, как показывает практика, перечень методов и средств развития физических качеств детей в условиях ДОО достаточно ограничен, что негативно сказывается на уровне здоровья подрастающего поколения. При этом, в недостаточной степени используются возможности цифровизации как основы современного информационного общества, в решении задач физического воспитания детей, что обуславливает социальную значимость и актуальность темы курсового исследования.
В настоящее время цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни человека, в связи с чем, особую актуальность приобретает внедрение цифровых технологий в систему работы по физическому развитию детей дошкольного возраста.
В детском саду широко используются такие виртуальные ресурсы, как мультимедийные презентации, интерактивные доски и др. Однако цифровая среда – это целая система, которая предполагает моделирование, в том числе в дистанционном режиме, целой системы развития физических качеств у детей дошкольного возраста
На развитие теории и практики работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Д.А. Антоновой, С.Ю. Белявской, Д.А. Богдановой и др.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на наличие ряда исследований по физическому развитию детей, недостаточно показана целостная картина возможностей цифровой среды в рамках развития физических качеств дошкольников. Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической литературе обусловили выбор темы нашего исследования «Влияние цифровой среды на физическое развитие дошкольников».
Цель исследования – проанализировать особенности физического развития дошкольников в условиях цифровой среды.
Объект исследования – физическое развитие дошкольников.
Предмет исследования – особенности физического развития дошкольников в условиях цифровой среды.
Гипотеза исследования – мы полагаем, что процесс физического развития детей дошкольного возраста будет более эффективным при условии адаптации действующей программы физического развития дошкольников в ДОО к условиям цифровой среды.
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику понятия «цифровая среда» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности физического развития детей дошкольного возраста.
3. Исследовать цифровые ресурсы для физического развития дошкольников в детском саду.
4. Представить результаты экспериментальной работы по исследованию влияния цифровой среды на физическое развитие дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала в личной педагогической практике автора.
При проведении исследования были использованы следующие методы: библиографический метод, приемы абстрактно-аналитического осмысления, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы влияния цифровой среды на физическое развитие дошкольников
1.1. Общая характеристика понятия «цифровая среда» в психолого-педагогической литературе
Глобальный переход на систему цифрового образования и цифровую экономику является подтверждением активном росте актуальности процесса цифровизации. Создание эффективных цифровых экономики и образования представляет собой один из значимых приоритетов государственной политики не только России, но и всего мира.
С целью раскрытия понятия «цифровая среда», прежде всего, необходимо проанализировать сущность процесса цифровизации в целом. Цифровизация в широком смысле представляется «процессом внедрения современных цифровых технологий в различные области жизни и производства» [22, с. 152].
В конце 90-х годов XX века в мире достаточно широкое распространение получили технологиях IoT и цифровая экономика, тогда как в России в этот период только стали появляться первые мобильные телефоны. С тех пор прошло более 20 лет, и интернет вещей стал довольно привычным явлением: почти у каждого человека дома есть определенные умные устройства, которых во всем мире насчитывается уже более 26 миллиардов единиц, а в России только за последний год было приобретено почти 20 миллионов SIM-карт для IoT-оборудования [20].
Цифровизация в глобальном смысле представляет собой концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства. И эта концепция широко внедряется во всех без исключения государства.
«Цифровая трансформация системы образования, прежде всего, подразумевает оснащение школ и дошкольных учреждений современными цифровыми технологиями, которые призваны увеличить доступность обучения и обучающих материалов для всех» [2, с. 19]. Также, вероятно, в будущем будет сделан акцент на онлайн-образовании, когда дети при желании смогут получать знания, не выходя из дома.
Преимущества цифровизации образования заключаются в следующем [2]:
- приучение детей к самостоятельности с раннего возраста;
- устранение бумажной работы: детям не придется постоянно носить с собой многочисленные тетради и учебники, а учителям - всевозможные пособия: один планшет заменит собой большое объемы бумажных пособий;
- экономия - снижение затрат на канцелярию, использование электронных версий учебников/тетрадей требует меньших затрат;
- более высокая доступность знания для людей в отдаленных населенных пунктах.
Возможные недостатки концепции [2]:
- снижение социализации детей;
- меньшее внимание физическому развитию;
- уменьшение функции педагогов.
Цифровая трансформация может сделать образование более доступным, полным и экономичным, но только при тщательном планировании и аккуратном внедрении, с целью избегания возможных недостатков.
Следовательно, «цифровая среда в широком смысле представляется искусственной средой, являющейся непрерывной последовательностью компьютерных и сетевых технологий, организующей отношения между объектами физического мира посредством передачи программ в виде сигналов по сетям и телекоммуникационным каналам» [13, с. 63]. Цифровая дидактика, соответственно, преемственно применяет главные понятия и принципы традиционной (доцифровой) дидактики в качестве науки об обучении, дополняя и изменяя их применительно к условиям цифровой среды.
Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры / Л.Р. Айропетянц. – Ташкент, 2021. - 90 с.
Антонова, Д.А., Оспенникова, Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Антонова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5–37.
Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2018. – 259 с.
Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
Безруких М.М., Сонькин В.Д. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких. – М.: Академия, 2017. – 432 c.
Белявская, С.Ю. Спорт в условиях глобальной информатизации / С.Ю. Белявская // Когнитивные науки в информационном обществе. – 2021. - №1. – С. 4-6
Богданова, Д.А., Федосеев, A.A. Телекоммуникации для образования / Д.А. Богданова // ИНФО. - 2017. - №2. - С. 27-29.
Васильченко, С.Х. Персонализация обучения и воспитания на основе информационных технологий: монография / С.Х. Васильченко, С.В. Зенкина, О.П. Панкратова. - Ставрополь: АГРУС, 2018. - 122 с.
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье дошкольников / Н.Ф. Дик. – М.: Феникс, 2018. - 320 c.
Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Мир, 2018. - 288 c.
Качашкин В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 2019. – 304 c.
Копылов Ю.А. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях / Ю.А. Копылов. – М.: Арсенал образования, 2020. – 393 c.
Корягина, Е.Д. Цифровой аватар образования / Е.Д. Корягина // Теоретическая экономика. - 2019. - № 2 (50). - С. 62–66.
Краснова, Г.А., Можаева, Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации / Г. А. Краснова, Г. В. Можаева. - Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2019. - 200 с.
Лазоренко В.И., Филиппова С.О. Интерес детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой / В.И. Лазоренко // Актуальные вопросы физической культуры детей младшего школьного возраста: Сборник научно-методических трудов. - СПб.: Белл, 2019. - С. 94-98.
Малькова, А.П. Применение информационных образовательных технологий ресурсов в преподавании физической культуры / А.П. Малькова // В сборнике: Современные проблемы науки и образования. сборник статей II Международной научно-практической конференции. -Пенза, 2021. - С. 159-161.
Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – 144 с.
Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Наука и образование. - 2017. - № 2. - С. 22 - 24.
Мелехина Н. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей / Н.А. Мелехина. – М.: Детство–Пресс, 2020. – 112 c.
Муллер А.Б. Физическая культура / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
Нестерова З.А. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 5-7 лет / З. Нестерова // Педагогика. – 2019. – № 2. – C. 34-37.
Петров, П.К. Перспективы и проблемы развития физкультурного образования в условиях цифровой трансформации / П.К. Петров // В сборнике: Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры. материалы VIII международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.А. Деминской; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий Государственный Университет»; Институт физической культуры и спорта. - 2023. - С. 152-157.
Прокофьева В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В.Н. Прокофьева. – М.: Феникс, 2019. – 192 c.
Физическая культура и физическая подготовка / Под ред. В.Я. Кикотия. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.
Чернышенко Ю.К., Осик В.И. Физическое воспитание и здоровье / Ю.К. Чернышенко. – Краснодар: КГАФК, 2019. – 132 с.