ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
1.1. Сущность понятий «профориентация»,
1.2. Анализ существующих подходов к проблеме готовности старшеклассников к выбору профессии
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
2.1. Формы и методы работы социального педагога по выбору профессии старшеклассниками
2.2. Диагностика исходного уровня готовности старшеклассников к выбору профессии
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Правильно или неправильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Профессия определяет положение человека в обществе, характеризует его рядом социальных признаков [14,16]. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей, так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, ценности, среду обитания. Поэтому можно сказать, что профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей [1].
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и общество в целом. В соответствии с данными научных исследований, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров [11,12]. Помочь решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация. Большая роль в профориентационной работе принадлежит социально-педагогической деятельности, ведь важнейшей задачей работы социального педагога в школе является успешная социализация детей.
Тема исследования: «Выбор профессии старшеклассниками как направление деятельности социального педагога».
Цель исследования – раскрыть теоретические и практические основы деятельности социального педагога по выбору профессии старшеклассниками.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- описать формы и методы работы социального педагога по выбору профессии старшеклассниками;
- осуществить диагностику исходного уровня готовности старшеклассников к выбору профессии.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность.
Предмет исследования: выбор профессии старшеклассниками как направление деятельности социального педагога.
Методы исследования: аналитический обзор научных источников, методы психолого-педагогической диагностики (анкета для диагностики профессионального самоопределения, методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова), анализ и интерпретация результатов диагностики.
Структура работы: курсовая работа содержит 33 страницы, 2 главы, 4 параграфа, выводы, список использованных источников, 1 таблицу.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
1.1. Сущность понятий «профориентация», «выбор профессии»
Профессиональная ориентация (профориентация) направлена на выбор из множества профессий тех, которые наиболее соответствуют потребностям и возможностям конкретного человека и пользуются спросом на рынке труда.
Сегодня профессиональная ориентация рассматривается как равноправное взаимодействие личности и общественных структур в процессе профессионального самоопределения. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процессов профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями личности и с учетом потребности в кадрах на рынке труда [10,13].
В современном обществе профориентация представляет собой систему научно-практической деятельности различных социальных институтов: школа, семья, общественность, образовательные учреждения высшего и среднего образования и др. Профориентация призвана решить комплекс социально-экономических, медико-физиологических, психолого-педагогических, направленных на формирование профессионального самоопределения и профессионального становления личности.
Профориентация реализует следующие функции [25]:
1) диагностическая – определение воспитательного потенциала социума, общеобразовательных учреждений; выявление особенностей и возможностей семьи, изучение индивидуально-психологических особенностей личности, процесса формирования профессионального самоопределения и становления личности как специалиста; мониторинг качества применяемого содержания, форм и методов профориентационной работы, фиксация уровней развитости профессионального самоопределения и профессионального становления человека;
2) организаторская – выдвижение целей, отбор способов для их достижения (содержания, видов, форм, методов, средств), планирование, определение этапов работы, объединение всех субъектов профориентации, создание условий для профессионального самоопределения и профессионального становления личности;
3) мобилизационная – поиск общей мотивации к совместной деятельности различных субъектов профориентации, создание условий для самоопределения и профессионального становления личности;
4) обучающая – передача личности жизненного опыта, формирование профориентологических знаний, умений, опыта осуществления творческой деятельности;
5) воспитывающая – использование воспитательного потенциала социума, достижение единства в применении внешних факторов для воспитания целостной личности, обеспечение преемственности в передаче от старшего поколения к растущему человеку нравственных ценностей;
6) развивающая – применение комплексной профориентационной работы для развития мотивационной сферы личности, системы ценностей, профессиональной направленности, целостности самосознания;
7) корректирующая – анализ результатов профориентационной деятельности субъектов управления, оценка сформированности профессионального самоопределения и становления специалиста, самооценка личностью результатов собственной деятельности, коррекция способов достижения целей;
8) прогностическая – определение востребованности профессий на рынке труда, ситуаций успешного выбора личностью профессии, осуществление прогноза развития различных сегментов экономики страны и региона, выявление наиболее эффективных условий формирования профессионального самоопределения личности и профессионального становления специалиста в будущем.
Афонькина Ю. А. Профессиональное развитие школьников: учеб. пособие / Ю. А. Афонькина, Т. Н. Тетерина. - Мурманск: Изд-во МГПИ, 2002. – 64 с.
Букалова Т. В. Мониторинг психологической готовности старшеклассников к выбору профессии / Т. В. Букалова. Режим доступа: https://infourok.ru/monitoring-psihologicheskoy-gotovnosti-starsheklassnikov-k-viboru-professii-3126504.html.
Даутова О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учеб.-методическое пособие / О. Б. Даутова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 352 с.
Загвязинский В. И. Социальная педагогика: учебник / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 448 с.
Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 454 с.
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: педагогика среды: учебник для студентов средних и высших учебных заведений : учебник / Л. В. Мардахаев. - Москва: Директ-Медиа, 2019. - 300 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.- М.: Знание, 1996. - 308 с.
Митюрникова Л. А. Концептуальные подходы профессиональной ориентации молодежи в России (социологические исследования) / Л. А. Митюрникова. - Москва: Дашков и К, 2014. - 348 с.
Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. - М.: Просвещение,1996. 352 с.
Залаутдинова С. Е. От ранней профориентации к осмысленному выбору профессии. Мастер-класс: коллективная монография / С. Е. Залаутдинова, И. Е. Капанадзе, А. Г. Козлова, Л. В. Крайнова, А. А. Воробьев, П. А. Гук, Е. Я. Кузнецова, С. Н. Кулаев, А. Д. Манукян, В. С. Масько, Е. А. Павлова, А. Л. Пасева, В. О. Пидгайная, Н. К. Розвадовская, П. А.Фокин. - Санкт-Петербург: Академия востоковедения, 2019. - 51 с.
Панина С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для СПО /С. В.Панина, Т. А. Макаренко. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 312 с.
Панина С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум / С. В.Панина, Т. А. Макаренко. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 312 с.
Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учебное пособие для вузов / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М. : Академия, 2010. – 493 с.
Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева - Москва: Академия, 2013. – 206 с.
Пряжников Н. С. Профконсультация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н. С. Пряжников – М.: ВАКО, 2006. – 46 с.
Расчетина С. А. Социальная педагогика: Учебник и практикум / С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева, М. Н. Липинская, В. В. Герцик. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 416 с.
Рожков М. И. Социальная педагогика: учебник / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 287.
Денисова В. Г. Содействие самоопределению старшеклассников в выборе профессии инженера средствами школьного образования: монография / В. Г. Денисова, А. Г. Козлова, Л. В. Крайнова, М. М. Сперанский - Санкт-Петербург: Тайкун, 2018. - 129 с.
Соколова Н. А. Социальная педагогика: учебник и практикум / Н. А. Соколова, Н. П. Артемьева, В. Ф. Жеребкина, Е. В. Моисеева, Т. Г. Пташко, С. В. Рослякова, Н. В. Сиврикова, Т. П. Скребцова, Е. Г. Черникова, А. А. Шевченко. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 222 с.
Телина И. А. Социальная педагогика: учебное пособие / И. А. Телина. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 191 с.
Торохтий В. С. Социальная педагогика: учебник и практикум / В. С. Торохтий, В. В. Афанасьев, Г. П. Иванова, О. А. Иванова, В.С. Иванов, Ю. В. Савин, Е. И. Сухова.- Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 451 с.
Филимонова О. Г. Как научиться выбирать профессию?: программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов / О. Г. Филимонова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с
Фирсов М. В., Лельчицкий И. Д. Социальная педагогика / М. В. Фирсов, И. Д. Лельчицкий. - Москва: КноРус, 2019. – 332 с.
Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие / Т. В. Черникова - Москва : Глобус, 2006. - 252 с.
Чурекова Т. М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Т. М. Чурекова, Г. А. Грязнова - Кемерово : КемГУ, 2014. - 162 с.