В конце марта всё население страны оказалось в новых предполагаемых условиях. Не только образование, но и другие сферы нашей деятельности перешли на новый формат взаимоотношений и общения. Для многих самоизоляция, дистанционное обучение стало неожиданностью, шоком. Для других толчком для самореализации, самопознанию, самоподготовке. В таких условиях оказались и все участники образовательного процесса: учителя, обучающиеся, родители.
Дистанционное обучение – это интерактивное взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии с применением новых информационных технологий, предоставление самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения. Насколько подготовленными оказались все члены образовательного процесса, с какими трудностями столкнулись и что положительного хотелось бы извлечь из этого опыта расскажем в нашей статье.
Родители и ученики второго класса нашей гимназии оказались, как и тысячи других в подобной ситуации. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, в группах продленного дня, в музыкальных и художественных школах, в кружках и секциях, теперь оказались запертыми в четырех стенах. Родители вынуждены обеспечить, организовать и контролировать их обучение, работать удаленно, а в перерывах ещё и заниматься домашними делами. Дети лишились живого общения с одноклассниками и учителями. [12 c.22]
Первое, с чем столкнулись участники образовательного процесса — это трудности технического характера. Хотя обеспеченность техническими устройствами, сеть Интернет в семьях 100%. Уже все школы опробовали платформу Учи.ру с января 2020 г. Ученики не раз занимали призовые места в марафонах. В школе родители, учителя и дети давно пользуются эл.журналом. На рекомендованных школой платформах обучения РЭШ и ЯКласс потребовалось время, чтобы зарегистрироваться, не хватало опыта и практики учителям и родителям, к тому же сайты в связи с количеством пользователей постоянно зависали. Получается, что весь учебный процесс при дистанционном обучении полностью зависит от технических средств. На ЯКласс ответы в тестовом режиме иногда «слетают», правильные ответы выдает, как неправильные, что влияет на объективность оценивания. В такой короткий срок без определенных навыков, без предварительного обучения этого и следовало ожидать.
Дистанционное обучение вызвало неудобство и у тех родителей, у кого двое и больше детей, у работающих родителей, которым тоже нужен компьютер, у кого слабый интернет. Вот с такими проблемами мы столкнулись на первом этапе. Хотя все родители отмечают, что компьютерная грамотность детей заметно повысилась. Все стали более уверенными пользователями новых информационно-компьютерных технологий. И что, очень удобно: дети могут выспаться, приступить к работе в удобное для них время, т.е. обучение проходит в комфортной обстановке, нет тревожности, страха, что тебя спросят, если ты не готов, дети с помощью родителей сами регулируют свою деятельность.
Что касается видео аудио конференций на Soom и Discort, здесь тоже есть свои минусы. Всех участников трудно включить в общее обсуждение, учитель за 20-30 минут не успевает опросить многих по техническим причинам, не видит всех учеников, невозможно организовать групповую работу, практическую (подчеркнуть, выделить, нарисовать, провести линию). При дистанционном обучении в младших классах мало задействована полноценная устная речь, ответы сухи и лаконичны, отсутствует диалог. Механическая, двигательная память, письмо и развитие мелкой моторики страдает. Что в таком возрасте пагубно отразится на психофизическом развитии.
Конечно большим плюсом является то, что учителю можно выбрать свой ресурс, подобрать качественную демонстрацию материала, выбрать интересную презентацию, использовать видео и аудиоконтент. Дистанционное обучение дало учителям хороший «толчок», чтобы повысить свою компетенцию, получить более глубокие знания в цифровой среде. При проверке домашнего задания, все ответы учеников начальных классов – прослеживаются, никто не остается без внимания.
Опять же, хочется отметить, что ученики младших классов очень много времени тратят на организацию и включение в работу. Вместо положенных регламентом 15-20 минут, урок длится дольше. А если каждый день по 3-4 урока плюс домашнее задание на электронных площадках?
И вот здесь, мы видим самый большой минус дистанционного обучения — это большая компьютерная нагрузка на неокрепший организм младшего школьника, мощнейшее негативное воздействие на зрение, а дефицит двигательной активности и статическое напряжение мышц приводит к нарушениям осанки. [3 c.12]
Здесь огромная работа и ответственность за обучение легла на плечи родителей. Организовать рабочее место, убрать отвлекающие факторы, обеспечить техническую сторону, соблюдая все требования (освещенность, удобство, тишину, бесперебойность работы технических устройств) проследить за сменой деятельности, обеспечить двигательную активность, придерживаться соблюдения режима дня. Родителям стоит увеличить уровень контроля и дисциплины на начальном этапе и постепенно уменьшать его. Но все-таки здесь есть и положительная сторона: родители стали больше вникать в жизнь и учебу детей, стали больше разговаривать, больше времени проводить с ними. Увидели сильные и слабые стороны ребенка, как ученика и конечно же, свои пробелы в его воспитании. Ребенок не привык к самостоятельности, у него нет мотивации, нет самодисциплины, самоорганизованности, то чему он должен привыкнуть с детства. А дистанционное обучение опирается именно развитие таких качеств, которые способствуют развитию самообучения, интерес к самостоятельному поиску информации.
Конечно, домашнее задание дается не только на электронных площадках, но и в учебниках, рабочих тетрадях. Для учителя при проверке домашних заданий тоже приходится постоянно напрягать зрение и проводить почти весь день за экранами гаджетов. Что пагубно отражается на здоровье педагогов. И еще один нюанс: сложно контролировать процесс обучения, ведь нет гарантии, что ребенок самостоятельно выполняет все домашние задания и не сразу поймешь насколько он понял пройденную тему. У родителей нет педагогического образования, они не владеют методикой преподавания и им иногда самим тоже требуется помощь в разъяснении того или иного материала. Как следствие возникают недопонимание и негативное воздействие на детско-родительские взаимоотношения.
Для обратной связи с родителями с первого класса мы пользуемся приложением-мессенджером в телефоне Вайбер. Во время самоизоляции, во втором классе мы создали чат с учениками. Чтобы дети ежедневно между собой общались и, конечно же, с учителем.
В этом возрасте у детей проявляется интенсивная потребность в общении со сверстниками и взрослыми. При этом характер общения детей в школе существенно отличается от общения в семье. Большинство младших школьников безоговорочно признают авторитет учителя. При установлении доверительных отношений дети обращаются к учителю по самым различным поводам – от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Живое общение с учителем оказывает большое влияние на психическое личностное развитие младших школьников. Они ждут одобрения своих хоть и маленьких, но достижений, ждут поддержки, ждут внимательных глаз и улыбки своего классного руководителя. Отношение с учителем оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.
В психологическом плане дистанционное обучение лишает детей живой эмоциональной стороны общения не только с учителем, но и с одноклассниками. Общий чат одноклассников в мессенджере хоть немного, но компенсирует этот дефицит. Наблюдая, как дети общаются между собой – чувствуется, что они соскучились по друг другу, что им хочется в свой сформировавшийся классный коллектив, хочется живого общения.
Опираясь на мнение родителей моего класса, наблюдая за поведением и отношением к учебе второклассников во время периода самоизоляции, можно сделать следующие выводы.
Дистанционное обучение все-таки нужно отнести к инновационным формам организации учебно-воспитательного процесса. К которому все участники образовательного процесса не были так быстро готовы. Одна из задач дистанционного обучения – принимать во внимание возможности и интересы каждого обучающего, применять индивидуальный подход к ребенку, к его социализации, развитию творческих способностей.
Мы считаем, что в начальной школе с этой задачей будет справиться сложнее. Дистанционная форма больше подходит для детей среднего и старшего звена школьного образования. Там, где ученики по своим возрастным особенностям более мотивированы к обучению, обладают большей самодисциплиной, самоорганизацией, большей силой воли. Обучающиеся старшего звена могут осознанно контролировать свою деятельность, заниматься самообразованием.
Анкетирование родителей и опрос учеников выявило, что на дистанционном обучении хотят остаться единицы. Родители, как никогда, оценили колоссальный труд и ценность учителей начальных классов в воспитании и обучении их детей. Все отметили огромную роль личного взаимодействия ребенка с учителями и сверстниками. На основании вышеизложенного приходим к мнению, что традиционная форма обучения более подходит для начального общего образования, а дистанционное обучение использовать, как дополнительное. В то же время мы за то, чтобы постоянно применять в процессе обучения и воспитания современные информационно-компьютерные технологии.
Учитывая актуальность и значимость проблемы для педагогической науки и практики, была избрана тема исследования: «Дистанционное
обучение в современной школе: теория и практика».
Объект исследования — дистанционное обучение в современной школе.
Предмет исследования — внедрение дистанционного обучения в учебный процесс.
Целью исследования: определить формы реализации дистанционного обучения в современной школе Беларуси.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность и особенности дистанционного обучения в современной школе.
Выявить методы и средства дистанционного обучения.
Определить перспективы и формы реализации дистанционного обучения в современной школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Дистанционное обучение как форма организации образовательного процесса в начальной школе.
Дистанционное обучение – это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами икт и интернет-технологий («педагогические технологии дистанционного обучения» дистанционное образование, по сути, не является самоцелью, а служит для достижения вполне конкретных целей и имеет при этом массу преимуществ. Среди них:
- Индивидуальный подход к обучению. Система дистанционного образования учитывает такие индивидуальные особенности обучаемых как уровень их начальной подготовки, мотивацию к обучению, скорость восприятия информации, предпочитаемые формы подачи информации, склонность к работе в группе, предметную область, необходимые глубину и объем материала. По сути, индивидуальный подход позволяет, в конечном счете, существенно повысить качество обучения. [22 c.115]
- Персонализация процесса обучения. Суть дистанционного обучения заключается в обучении в соответствии с индивидуальным графиком, а не в рамках учебной группы, где учебный процесс между учащимися так или иначе синхронизирован и все работают по одному и тому же графику. Более того, индивидуальный график дистанционного обучения может быть с легкостью изменен в зависимости от текущей занятости обучаемого и тех темпов, с которыми он воспринимает информацию.
- Интенсификация обучения или изменение характера преподавания.
- Повышение качественного уровня обучения, которое достигается благодаря использованию в учебном процессе новых приемов, принципов, а также технических средств, среди которых учебные материалы на cd, интернет и пр. Стоит отметить, что современные технические средства, являясь последствием стремительно развивающегося технического прогресса, при правильном использовании приносит немалую пользу.
Под методом обучения понимают дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. Иными словами, метод обучения определяет некую форму, "оболочку" процесса обучения.
Методы обучения многочисленны и имеют многочисленную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям:
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся– объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский; [1 c.48]
По источникам передачи и характеру восприятия информации– словесные, наглядные, практические;
По основным компонентам деятельности учителя:
А) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, проблемные, самостоятельная работа и работа под руководством преподавателя);
Б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха);
В) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Помимо метода различают также и средства обучения. В средствах дистанционного обучения сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них как о средствах преподавания и учения. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения - систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач. [4 c.5]
К традиционному учебному процессу относятся: слайд, запись на доске, плакат, кинофильм, видеофильм, учебник, а также - слово преподавателя.
При дистанционном обучении средства обучения могут представлять собой:
Печатные издания (твердые копии на бумажных носителях учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
Электронные издания;
Компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных
Вариантах исполнения;
Аудио-видео учебные материалы;
Компьютерные сети.