ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Межличностные отношения как психологический феномен
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников
1.3. Особенности межличностных отношений у слабовидящих младших школьников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Начало обучения в школе – один из самых сложных, ответственных моментов в жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Именно в это время ребенок осознает отношение между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классового коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, межличностных отношениях.
Чтобы адаптироваться в современном социуме, ребенок должен быть способен понимать эмоции других людей, уметь сопереживать и сочувствовать. В настоящее время педагоги и психологи уделяют этой проблеме много внимания.
Для маленького ребенка велика роль межличностных отношений. Ведь с помощью них возможно в будущем общение с другими людьми. Школьник может вырасти личностью, при условии грамотно организованной развивающей среды. Из-за неумения строить взаимоотношения, ребенок может вырасти замкнутым, робким и чувствовать себя отвергнутым.
Главная особенность школьного возраста, это зарождающиеся взаимоотношения. Для дальнейшего развития личности, нужен крепкий фундамент самосознания маленького человека, его поведение, отношение к миру окружающих его людей.
Дополнительные сложности в формировании межличностных отношений возникают у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. С раннего детства такие дети сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, маскированная (скрытая) депрессия, что ведет за собой появление чувства неполноценности, пониженной самооценки.
Из этого вытекает проблема нашего исследования: чтобы соответствовать требованиям гуманистического, инклюзивного образования, нужно сформировать у школьников умение понимать эмоции других людей, сопереживать и сочувствовать.
Обозначенная проблема позволила сформулировать тему курсовой работы: «Особенности межличностных отношений у слабовидящих младших школьников».
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений у слабовидящих младших школьников.
Цель исследования: изучение особенности межличностных отношений у слабовидящих младших школьников
Исходя из цели исследования, нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические литературу по проблеме феномена межличностных отношений.
2. Изучить особенности межличностных отношениях у младших школьников.
3. Выявить особенности межличностных отношениях у слабовидящих младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности межличностных отношениях слабовидящих младших школьников.
Метологическую основу исследования составляют психолого-педагогические концепции о формировании личности в активной деятельности и общении, о целостности обучения и воспитания, о наличии потребности детей с нарушением зрения в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ и систематизация научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: анализ диагностических методик межличностных отношений слабовидящих младших школьников: наблюдение, беседа, анализ полученных данных, методы математической статистики.
Методики исследования:
1) опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина);
2) Диагностика межличностных отношений (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Эмпирическая выборка. Выборку эмпирического исследования составили 15 слабовидящих детей младшего школьного возраста и 15 младших школьников с нормальным зрением.
Практическая значимость работы проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы, в частности педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами, а так же родителями, которые имеют детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М.: Пер Сэ, 2015. – 427 с.
2. Абрамова Г. С. Общая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.
3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
4. Бурнашева В.П. Социометрическая диагностика как средство изучения межличностных отношений младших школьников / В.П. Бурнашева, Е.Э. Сидорова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 3. – С. 33-35.
5. Буцук Т.В. Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения: практическое пособие для педагогов / Т.В. Буцук, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 55 с.
6. Воспитательная система школы: проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 2009. – 80 с.
7. Долганов Д.Н. Структура системы межличностных отношений // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 1. – С. 34.
8. Дуда И.В. К вопросу о межличностных отношениях в младшем школьном возрасте / И.В. Дуда, Л.А. Дударева // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 15. – С. 8-14.
9. .Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2010. – 86 с.
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
11. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003. – 312 с.
12. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
13. Литвак А.Г. Тифлопсихология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / А.Г. Литвак. – М.: Просвещение, 1985. – 161 с.
14. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: дис. д-ра пед. наук / Г.В. Никулина. – М.; СПб, 2004. – 499 c.
15. Сахановская О.Н. Понятие межличностных отношений младших школьников / О.Н. Сахановская // Гуманитарный научный журнал. – 2017. – № 1 (6). – С. 50-54
16. Смирнова С.И. Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специальной психологии / С.И. Смирнова // Вестник Вятского университета. – 2009. – Т.1. – №2. – С. 131-135.
17. Соболева А.В. Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития: материалы межрегион. науч.- практ. конф. / А.В. Соболева. – М.: Новокузнецк, 2013. – C. 99-103.
18. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 126 с.
19. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В.А. Феоктистова. – М.: Речь, 2015. – 128 с.