Курсовая работа|Педагогика

Значение сенсомоторного развитие дошкольников с тнр в работе учителя-логопеда

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 27

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1 Вопросы изучения роли сенсомоторного развития в становлении речи детей ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

  • Закономерности развития сенсомоторного развития в онтогенезе
  • Речевой статус детей с ТНР

1.3 Особенности сенсомоторного развития дошкольников с ТНР

Выводы по первой главе

Раздел 2 Подходы к сопровождению сенсомоторного развития у детей с ТНР

2.1 Нормативно-правовое обеспечение организации сенсомоторной зоны в рабочем пространстве учителя-логопеда

2.2 Содержание работы по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста с ТНР в практике учителя-логопеда

2.3 Практические приемы по формированию сенсомоторного развития детей с ТНР дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


Образование ребенка происходит в широкой социокультурной среде, сущностными особенностями которой являются поликультурность, многонациональность, полиэтничность современного общества.

Принадлежность человека ко многим системам, целостность как главный признак его жизнесуществования определяют сложный и многоаспектный инструментарий исследования, изучения, познания личности, субъекта, индивидуальности.

В том случае, если речь идет о познании растущего человека, то проблема усложняется стократ, поскольку:

  • ребенок во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих.
  • ребенок не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных психодиагностических процедурах.
  • ребенок принадлежит к особому «секретному» миру детства, тайна которого навсегда закрывается для того, кто стал взрослым.

Дошкольный возраст – это этап, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребенка часто не успевает за его изменениями. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования – вот задачи педагогической диагностики.

Дети видят в педагоге, прежде всего, учителя, а желали бы взаимодействовать с ним как с личностью, имеющей свои взгляды, интересы, увлечения и проблемы. Человечного, неформального общения с воспитателем не хватает практически каждому современному ребенку. В настоящее время ученые в области специальной психологии и педагогики успешно продолжают исследования и разработку методик, способствующих успешному формированию сотрудничества взрослых и детей.

Эффективность процесса обучения во многом зависит от отношений между педагогами, детьми и их родителями, поэтому воспитательную работу нужно проводить сообща. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми необходимо воспринимать коллектив как единое целое.

И здесь многое зависит от того, как складываются отношения между педагогами и родителями. В основе успешного взаимодействия лежат взаимопонимание, одни цели, сходные взгляды на методы воспитания, общие воспитательные задачи.

Развитие сенсомоторных способностей — одна из основных задач всестороннего развития ребёнка. Сенсомоторным (от лат. «sensus» – чувства) называется развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Педагог дифференцирует учебные задачи в соответствии с возрастом детей и реальным уровнем их сенсомоторных умений и навыков. Однако и внутри одного возраста отдельные дети могут отставать от своих сверстников или, наоборот, опережать их. Для того чтобы выявить таких детей педагоги проводят несколько специальных диагностических занятий. Анализ полученных данных позволяет определить, к группе с каким уровнем (низкий, средний, высокий) развития сенсомоторных умений и навыков следует отнести каждого ребёнка, и затем правильно организовать обучение.

Сенсомоторная организация личности – этап формирования отдельных анализаторов и возможные способы их объединения. Сенсомоторные системы – это органы чувств, благодаря которым осуществляется перевод внешних ощущений в субъективное восприятие. Формирование сенсомоторной организации происходит в течение всей жизни, и ее развитие зависит от усилий, прилагаемых самим человеком.

 

Формированию сенсомоторного восприятия способствуют:

– развитие анализаторов;

– приобретение знаний и навыков в процессе жизнедеятельности;

– развитие и совершенствование перцептивной деятельности.

Таким образом, проблема сенсомоторного развития детей с речевой патологией приобретает все большее значение.

Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной нами темы.

Цель исследования – изучить значение сенсомоторного развития дошкольников с ТНР в работе учителя-логопеда

Объект исследования – сенсомоторное развитие у детей с ТНР.

Предмет исследования – метод сенсорной интеграции как средство формирования сенсомоторного развития у детей с ТНР.

Задачи исследования:

  1. Обзор литературы по проблеме исследования.
  2. Проведение анализа подходов к сопровождению сенсомоторного развития у детей с ТНР.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

РАЗДЕЛ 1 ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ В СТАНОВЛЕНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)

  • Закономерности развития сенсомоторного развития в онтогенезе

Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе. Сенсомоторное развитие в младшем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. [1].

Дошкольний (ранний) возраст – это начало сензитивного периода для развития предметного восприятия (с двух лет). Л.С.Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием [2].

Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка. Видный отечественный учёный Н.Н Поддъяков называл ранний возраст «золотой порой» сенсомоторного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсомоторное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании и лепке, наблюдении, занятиях со строительным материалом.

У ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он воспроизводит эти действия в игре. И, хотя для маленького ребёнка первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Задача взрослого – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному указанию. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Ребёнок проводит сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного цвета [3].

Восприятие ребенка на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия [4].

Знакомясь со свойствами разнообразных предметов – различными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, – ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития. Накопление представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой, выполняя действия восприятия [5].

Сенсомоторное развитие ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсомоторных процессов. Цель сенсомоторного развития - формирование сенсомоторных способностей у детей.

  1. Э.. Сенсорное на этапах и двигательного в процессе. : Айастан, . 224 .
  2. Выготский .С. . М.: -Пресс, . – С. – 769; – 859.
  3. специальной : Учеб. для . сред. . учеб. / под . Л.. Кузнецовой. .: Академия, . 480 .
  4. Пилюгина .Г.      по      воспитанию:      для детского . М.: , 2012. с.
  5. В.. Становление развитие действий // психологии. . № 3. . 3-.
  6. Богуславская .М. деятельность дошкольного // Психология и дошкольника. . С. -253.
  7. М.. Пути слепоты процессе и деятельности. .: Из- АПН , 1956. с.
  8. . Дерягина   .Б.   -дуга:      цвета,      речь   художественный : пособие детей, и . СПб.: , 2015. с.
  9. Е.. Развитие раннего (основные ). М.: -ПРЕСС, . 72 .
  10. Башмаков .И. образовательная средней // Школьные . 2010. № . С. -23.
  11. Л.. Воспитание культуры от до лет. .: Просвещение, . 144 .
  12. Якобсон, . Г. . Психология педагогика : методическое для детского / С. . Якобсон, . В. . — М.: , 2006. — с.
  13. Е.. Психология развития : Введение патопсихопедагогику. - : Институт личности, .-241 .
  14. Грибова .E. реализации подхода обучении с речевой

// Воспитание обучение с развития.- .- № 2.- . 12 - .

  1. Мастюкова .М. психоневрологического общего речи // . Обучение воспитание "группы ": Сост. .А. , Ю.. Микадзе. - .: Институт психологи, . - С. - 176.
  2. -психологический в детей подростков /.В. , Е..Захарова. .A. и . - М.: центр "", 2002. - с.
  3. Л.. Особенности деятельности с недоразвитием // Дефектология. - . - №1. - . 62 - .
  4. Федосеева .Г. коммуникативных у старшего возраста общим речи. - ., 1999- с.
  5. А.. Развитие общения детей возраста интеллектуальной речевой : Калуга, .- 25 .
  6. Основы психологии / ред. .B. . - М., . -350 .
  7. Слинько .A. изучению межличностных дошкольников нарушениями // Дефектология. - . - №1. - . 62-.
  8. Ветчикина .P. стратегия развития : Моногр. - : Изд БГПУ, . - 209 .

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское