Введение
Глава 1. Теория игровых технологий
1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий
1.2. Теория и классификация игр
Вывод по первой главе
Глава 2. Использование игровых технологий в начальной школе
2.1 Изучение возможности использования игровых технологий в начальной школе
2.2. Особенности применения игровых технологий на уроке математики при объяснении нового материала
Вывод по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложение
В современных условиях исторического обучения все чаще используются активные формы обучения, в том числе игровые технологии. С древних времен игры использовались как средство обучения детей. Актуальность игр в учебном познании в настоящее время возрастает, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников знаний, постоянно увеличивается объем разнообразной информации, предоставляемой телевидением, видео, интернетом, а во-вторых, все шире используются игровые технологии в средствах массовой информации.
Важной задачей образования является развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и ее активному использованию. Можно добиться участия в дидактических играх, которые дают вам возможность попрактиковаться в своих способностях, проявить знания и умения. Игровая технология обладает потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современными школами только вербальных средств общения, разумных методов обучения.
Неадекватное использование игровых элементов в учебном процессе тормозит развитие умственной деятельности и восприятие изучаемого материала.
Игры - это наиболее доступный вид деятельности для детей, способ работы с впечатлениями от окружающего мира. Игра наглядно показывает особенности мышления и воображения ребенка, его эмоции, деятельность и развитие потребности в общении. Увлекательная игра повышает умственную активность ребенка, он может решать более сложные задачи, чем на уроке. Но это не значит, что занятия должны проходить только в игровой форме. Игра является одним из немногих методов, который дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседой, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, используя их в различных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети взаимодействуют со своими сверстниками. Их объединяет общая цель, совместная работа по ее достижению, общий опыт. Игровой опыт оставляет глубокий след в сознании ребенка и помогает сформировать хорошие чувства, высокие стремления и навыки для коллективной жизни.
Игровые технологии обладают большими образовательными возможностями. В психолого-педагогических науках широко изучена проблема использования игр в учебном процессе. Детские игры интересуют проблемами психологов и педагогов разных эпох. Игра была изучена многими отечественными и зарубежными учеными и педагогами. Среди них - Л.С.Виготский, Б.В.Куприянов, Е.В.Титова, Дж.Хейзинг, С..Шмаков, Д.Б. Эльконин и другие. В своих трудах ученые обращают свое внимание на использование игр в учебном процессе в разном возрасте. На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности. В современной педагогической литературе вопросы, связанные с особенностями использования игровых технологий в Высшей школе, фактически не учитываются.
Цель исследования - изучить, в какой степени игровые технологии влияют на процесс обучения детей школьного возраста в общеобразовательной школе.
Гипотеза: структура уроков введения в игровую деятельность влияет на качество усвоения учащимися учебного материала, дисциплинирует их, а также влияет на развитие ребенка как личности.
Объектом исследования стала познавательная активность детей при изучении нового материала на уроках математики.
Предметом исследования является игровая технология, как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках математики.
Задачи:
Изучить игровые технологии как вид педагогических технологий;
- Рассмотреть теорию и классификацию игр;
- Изучить возможности использования игровых технологий в начальной школе;
- Проанализировать особенности применения игровых технологий на уроке математики при объяснении нового материала .
Методы исследования: обработка фактического материала, анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение; опрос, педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ гимназия «САН» г. Пенза.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Глава 1. Теория игровых технологий
1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий
Игровая технология является неотъемлемой частью образовательной технологии. Согласно классификации Г.К. Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:[14]
- Игровые
- Догматические, репродуктивные
- Объяснительно-иллюстративные
- Развивающее обучение
- Проблемные, поисковые
- Программированное обучение
- Диалогические
- Творческие
- Саморазвивающее обучение
- Информационные (компьютерные)
М.Новик, определил неимитационную и имитационную форму (тип) занятия.
Особенностью неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Необходимо активизировать обучение, устанавливая прямые и обратные связи между преподавателями и учениками.
Отличительной особенностью имитационных занятий является наличие изучаемых моделей процессов (имитирующих индивидуальную или коллективную профессиональную деятельность). Особенностью имитационных методов является то, что они делятся на игровые и неигровые. Метод, требующий от учеников играть определенные роли, основан на игре.
М.Новик отмечает, что учебные материалы обладают высоким эффектом в плане усвоения материала за счет значительного приближения к конкретной практической или профессиональной деятельности. Это значительно повышает мотивацию и активность обучения.
Сначала попробуем взглянуть на "историю вопроса", выделив существенные характеристики игры, сравнив игру людей и животных, игры в разных культурах.
Игра существует и в животном мире. То, что мы называем играми животных, является в основном небиологической формой поведения животных, то есть когда животные делают что-то, что не приносит им комфорта или пищи, не может удовлетворить важные потребности, не попадает в категорию "направленной деятельности". Волчонок легкомысленно сражается, кот забавляется с пойманной мышью......В большинстве случаев играя животный мир выполняет определенную функцию: это тренировка, безопасный способ овладеть любым действием.
По мнению большинства исследователей,"человеческие"игры выполняют сходные обучающие функции в индивидуальном возникновении. Исследователи детства - М. Мид, де Моз отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило — имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими бантиками, горшками, строят маленькие домики и т. д. Даже сейчас, когда детские игры изменились не только по своим свойствам, но и, по сути, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых - лопаты, ведра и т. д.
Наиболее распространенным представлением о функции игры является то, что она тренирует навыки "взрослого" действия. А.Н.Леонтьев писал в своей работе, что это и есть "психологические основы дошкольных игр".[5]
«В ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие операций — с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями денного действия… это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…» .
Однако существуют и другие точки зрения на роль игры в жизни людей.
В.Н.Дружинин считает, что основная функция интеллекта заключается в создании прогностических моделей, устанавливающих возможные варианты будущего. Тогда игра (создание возможных миров и действий с ними) является одним из проявлений интеллекта, присущих ему свойств. Это свойство не зависит от возраста, просто у поколения взрослых "модель мира" называется по-разному - искусством, философией. Чем умнее человек, тем больше он склонен играть.
Рассмотреть теорию и классификацию игр;
Изучить возможности использования игровых технологий в начальной школе;
Проанализировать особенности применения игровых технологий на уроке математики при объяснении нового материала .
Методы исследования: обработка фактического материала, анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение; опрос, педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ гимназия «САН» г. Пенза.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1991. – 480 с.
Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». // Вопросы. психологии. 1966 - № 6 – с.56-67.
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М.: Дрофа, 2012. - 46с.
Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 145с.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. № 8-9. – 22-26 с.
Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М,, 1992.
Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.
Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов. М., 1997.
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.
Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М., 1989
Обухова Л. Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы / - 3-е изд., стер. - Москва : Тривола, 1998. - 351 с.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.: Политиздат, 2011. – 87 с.
Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.- 44-53 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии:Учебное пособие. М., 1998. – 346 с.
Степанова, Ольга Алексеевна Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О.А. Степанова.- М. : Сфера, 2003.- 245 с.
Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. М., 1949.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 1950. – 345 с.
Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 246 с.
Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс - Традиция, 1997. – 416
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М. - Новая школа, 1994. - 239 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М. : Владос, 1999. – 358 с.
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б.Эльконин ; Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М. : мпа, 1995. - 224 с.
Эльконин, Д. Б. Детская психология: (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д.Б.Эльконин. - М. : Учпедгиз, 1960. - 328 с.
Приложение