ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования дизайнерского мышления школьников
1.1 Состояние исследуемой проблемы в теории и практике общеобразовательной школы
1.2 Сущность понятия «дизайн», «дизайнообразование», «дизайнерское мышление»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования дизайнерского мышления школьников
2.1 Методы формирования дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного искусства
2.2 Практическое применение различных методов формирования дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование эстетически-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среди которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается.
В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить педагогические условия формирования дизайнерского мышления школьников.
Объект исследования – процесс развития дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования – педагогические условия развития дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного искусства.
Для достижения представленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «дизайн», «дизайнобразование», «дизайнерское мышление».
2. Проанализировать степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы.
3. Спроектировать модель дизайнобразования школьников.
4. Провести аналитическую работу по исследованию необходимости дизайнобразования в начальной школе.
1. Бордовская Н.В. Педагогика. [Текст]: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
2. Волосатова И.Ю. Особенности проявления художественно-творческих способностей младших школьников [Текст] / И.Ю. Волосатова // Начальная школа, 2013. – № 6. – С. 62-65.
3. Гастев Ю.А. Гомоморфизмы и модели [Текст]: Логико-алгебраические аспекты моделирования / Ю.А. Гастев. – М.: Наука, 2015. – 208 с.
4. Герониму, Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах [Текст]: методическое пособие / Т.М. Геронимус. – Тула: Арктоус, 2012. – 168 с.
5. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности [Текст]: пособие для студ. пед. ин-тов. / Л. Григорович. – М.: АСТПРЕСС, 2014. – 264 с.
6. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника [Текст]: учеб. пособие для высш. пед. учеб. завед. / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2000. – 298 с.
7. Дизайнобразование в школе [Электронный ресурс]: Центр современных методик преподавания. – Режим доступа: http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/
8. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
9. Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда [Текст] / Л.П. Заречная. – М.: АСТАПРЕСС, 2015 – 324 с.
10. Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда [Текст] / Г.П. Калинина //Начальная школа. – 2005. – № 5. – С.26-30.
11. Капинос В.Г. Дизайнерское образование в начальной школе [Текст] / В.Г. Капинос // Начальная школа. – 2012. – № 5. – С. 57.
12. Кирнос Д.И. Индивидуальное творческое мышление [Текст]: / Д.И. Кирнос. – М.: Педагогика, 2002. – 269 с.
13. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 2015. – 192 с.
14. Конышева Н.М. Чудесная мастерская [Текст]: учебник для 2 класса. / Н.М. Конышева. – М.: LINKA-PRESS, 2013. – 134 с.
15. Кочеpгин А.Н. Моделиpoвание мышления [Текст] / А.Н. Кочергин. – М.: Наука, 2015. – 341 с.
16. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК. и ФПК / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1998. – 464 с.
17. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / И.Г. Майорова. – М.: Просвещение, 2000. – 214 с.
18. Макарова Е.В. Программа студии дизайна [Текст]: пособие для педагогов. / Е.В. Макарова. – Ижевск, 2013. – 182 с.
19. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Л.П. Малиновская. – Тернополь, 2003. – 265 с.
20. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.Н. Зотова. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2015. – 368 с.
21. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике [Текст]: науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей. / В.И. Михеев. – М.: Высшая школа, 2013. – 200 с.
22. Ожерельева О.В. Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук. – М., 2005. – 235 с.
23. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
24. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. – Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. – 128 с.
25. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства [Текст]: учебник для 3-го класса / Т.Н. Проснякова. – Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. – 120 с.
26. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на академике – Режим доступа: http://dic.academic.ru/
27. Советская энциклопедия [Текст]: Популярная художественная энциклопедия. – М.: Просвещение, 1986. – 476 с.
28. Степаненко Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников [Текст] / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. – 2013. – № 3. – С. 9
29. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. П.Н. Андрианова, Д.П. Ельникова. – Донецк, 2012. – 245 с.
30. Чичканова И.Н. Подготовка учителей начальных классов в условиях учебно-научно-педагогического комплекта «педколледж-педвуз» [Текст]: Монография / И.Н. Чичканова. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2014. – 138 с.
31. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст]: Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – М.: Дрофа, 2004. – 398 с.