Введение
1 Теоретические основы инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Инновационные технологии в физическом воспитании
1.2 Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации
2 Исследование по физическому воспитанию детей
дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня физического воспитания детей дошкольного возраста
2.2 Организация работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. В последние годы инновационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни и оказали значительное влияние на спорт и физическую культуру. Они применяются для увеличения эффективности физических упражнений, улучшения результатов и создания более благоприятных условий для занятий спортом.
Мы живем в постоянно меняющемся мире, и инновационные технологии не обошли стороной спорт и физическую культуру. Ранее мы и представить не могли, что спорт и смартфоны будут так тесно связаны. Эти технологии позволяют улучшить организацию физических занятий, делают занятия более интересными и способствуют эффективному усвоению знаний и умений.
Согласно современным исследованиям, возраст 6-7 лет является критическим периодом для развития движений. В этот период происходит интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, мускулатуры, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нервная система становится более пластичной, что позволяет детям осваивать новые движения.
Учитывая, что физическая активность детей является стимулом для развития интеллектуальных и эмоциональных сфер, необходимо активно разрабатывать методы стимулирования мотивации к физической активности у детей дошкольного возраста. Новые формы работы с детьми, направленные на формирование устойчивой мотивации к двигательной деятельности, являются крайне важными.
В настоящее время доказано, что эффективность обучения движениям зависит от применения наиболее рациональных методов и приемов. Большой опыт работы показывает, что игры, сюжетные игры и соревнования способствуют развитию двигательных навыков у детей. Условия, в которых проводится обучение, также оказывают значительное влияние на его результативность.
Таким образом, стимулирование мотивации к физической активности у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода и использования современных методов, чтобы обеспечить их здоровое физическое развитие.
Объект исследования: физическое воспитание детей.
Предмет исследования: инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить инновационные направления в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть инновационные технологии в физическом воспитании;
2. Изучить особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
3. Выявить уровень физического воспитания детей дошкольного возраста;
4. Организовать работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий.
Степень изученности темы:
– исследования в области формирования у детей дошкольного возраста основных видов мотивов двигательной деятельности (Л.С. Выготский (2012 г.), М.И. Лисина (2012 г.), О.К. Тихомирова (2019 г.), Д.Б. Эльконин (2018 г.);[9]
– теории о развитии двигательной деятельности в дошкольном возрасте (А.В. Кенеман (2012 г.), Г.П. Лескова (2017 г.), Т.И. Осокина (2018 г.), Э.Я. Степаненкова (2012 г.), Д.В. Хухлаева (2012 г.) [17, 21, 26, 29, 30].
– исследования об использовании дидактических игр физкультурной тематики в работе с дошкольниками (М.Ю. Картушина, Н.В. Микляева, О.А. Новиковская).
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Инновационные технологии в физическом воспитании
В последнее время инновационные технологии становились все большей и большей частью нашей жизни, пока не стали одной из важнейших составляющих нашей жизни, как спорт и физическая культура. Везде внедряются нововведения для результативности, точности, эффектности. Так же они находят применение и в спорте, и физической культуре. Они способствуют повышению эффективности от выполнений физических упражнений, улучшению результатов в этой сфере и созданию более благоприятных условий при выполнении упражнений и занятий спортом.
Наша жизнь не стоит на месте и постоянно меняется, как и все вокруг нас, именно поэтому эти инновационные технологии не смогли обойти спорт и физическую культуру стороной. Буквально несколько лет назад мы даже и не могли себе представить, что спорт и смартфоны будут тесно связаны друг с другом и будут идти нога в ногу. Все эти инновационные технологии позволяют построить организацию физических занятий на уровень выше, чем это было до этого, а также помогают производить более интересные занятия и способствуют более эффективному усвоению знаний и умений [25].
Рассмотрим происхождение слова «инновация». В переводе с латинского оно означает новизну, изменение, обновление. На данный момент уже не работает слоган «сила есть, ума не надо», ведь понятие современного спортсмена не ограничивается физическими способностями, оно состоит из таких качеств как: образованность, понятия и представления того – зачем ты это делаешь и чего хочешь достичь. Теоретическая и практическая части понятия физической культуры непосредственно имеют связь с инновационными технологиями в наши дни. Оно означает, что разрабатываются сейчас много новых концепций воспитания физической культуры профессиональных спортсменов, создаются новые обновления подготовительной системы, происходит переход от старых традиционных методических пособий к современным актуальным методам сопровождения активности спортсменов на всех этапах [1].
Инновационные технологии и новые современные методики находят применение и в физической культуре. В связи с чем, происходит грамотное и эффективное развитие способностей физических у обучающихся во время университетских занятий. Не стоит забывать, что происходит применение различных современных педагогических методик и технологий в школьной практике, которые помогают активировать способности учащихся и развивать их грамотно. Часто используются такие методы на уроках физической культуры. Все чаще и чаще появляются некоторые проблемы с посещаемостью физической культуры в школах, в следствии чего, можно сделать вывод, что многим ученикам не интересны занятия. Поэтому для учителей становится актуально вводить новые методики занятий, оценок, чтобы максимально заинтересовать детей [14].
Разберем несколько инновационных технологий на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии. Цель данных технологий заключается в обеспечении школьнику сохранения здоровья во время обучения. Помочь с формированием необходимых знаний и умений, а также научить правильно использовать их для применения в будущем, в реальной жизни. Здоровьесберегающие технологии по проценту влияния на здоровье учеников, расположены во главе списка самых важных инновационных технологий, так как умещают в себе такие критерии: принимает во внимание возрастные особенности деятельности детей, предусматривает сочетания двигательных и статических нагрузок, для оптимальности обучения формирования в малые группы, использования наглядности или различных форм представления информации. Но одним из основных и главных направлений является производство здорового и оптимального психологического климата на уроке, благодаря которому увеличивается мотивация к обучению, происходит лучшее усвоения знаний, без эмоционального напряжения, создавая комфортные и благоприятные взаимоотношения всех участников педагогического процесса [3].
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой : учебное пособие / Н. П. Аникеева. – Москва : Логос, 2019. – 256 с. Текст : непосредственный.
Артемова, Л. В. Подвижные игры дошкольников : учебное пособие / Л. В. Артемова. – Москва : Инфра, 2020. – 254 с. Текст : непосредственный.
Бадалян, Л. Воспитание двигательных способностей : учебное пособие / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 10. – С. 8–12. –Текст : непосредственный.
Баркова, Л. В. Инновационные подвижные игры как средство воспитания физических качеств у детей подготовительной группы : учебное пособие / Л. В. Баркова, В. Л. Панков. – Санкт–Петербург : Питер, 2021. – 361 с. – Текст : непосредственный.
Бильчугов, Л. Ф. Формирование ловкости и быстроты у детей 6–7 лет : учебное пособие / Л. Ф. Бильчугов. – Санкт–Петербург : 2016. – 125 с. – Текст : непосредственный.
Богуславская, З. М. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – Москва : АСТ, 2010. – 357 с. – Текст : непосредственный.
Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре : учебное пособие / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – Москва : ЮНИТИ, 2019. – 215 с. – Текст : непосредственный.
Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, быстроту : учебное пособие / Е. Н. Вавилова. – Москва : Академия, 2020. – 215 с. – Текст : непосредственный.
Выготский, Л. С. История развития высших психических функций : учебник / Л. С. Выготский. – Москва : Владос, 2012. – 342 с. – Текст : непосредственный.
Гусарова, Л. Развитие движений дошкольников : учебник / Л. Гусарова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 19–22. – Текст : непосредственный.
Гуткина, Н. И. Методика исследования мотивационной сферы детей дошкольного возраста : учебник / Н. И. Гуткина // Психологическая наука и образование. – 2018. – №3. – С. 17–25. – Текст : непосредственный.
Демидова, Е. Вечное движение : учебник / Е. Демидова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 32 – 34. – Текст : непосредственный.
Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков : учебное пособие / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин. Р. С. Мозола. – Москва : Здоровье, 2021. – 168 с. – Текст : непосредственный.
Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение : учебное пособие / Р. И. Жуковская. – Москва : ЮНИТИ, 2017. – 258 с. – Текст : непосредственный.
3апорожец, А. В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды : учебное пособие / А. В. Запорожец; под. ред. В. В.Давыдова, В.П.Зинченко. – Москва : Логос, 2022. – 296 с. Текст : непосредственный.
Карманова, Л. В. Пути повышения эффективности физического развития дошкольников : учебное пособие / Л. В. Карманова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №11. – С. 19–26. – Текст : непосредственный.
Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – Москва : АСТ, 2012. – 271 с. – Текст : непосредственный.
Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : учебное пособие / Я. И. Ковальчук. – Москва : АСТ, 2012. – 223 с. – Текст : непосредственный.
Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка : роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности : учебное пособие / М. М. Кольцова. – Москва : Логос, 2020. – 144 с. – Текст : непосредственный.
Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста : учебное пособие / П.Ф. Лесгафт. – Москва : Академия, 2013. – 96 с. – Текст : непосредственный.
Лескова, Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду : учебное пособие / Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, В. И. Васюкова. – Москва : Физкультура и спрт, 2017. – 106 с. – Текст : непосредственный.
Менджерицкая, Д. В. Развитие ловкости и быстроты у дошкольников в детском саду : учебное пособие / Д. В. Менджерицкая. – Москва : Логос, 2011. – 321 с. – Текст : непосредственный.
Мухина, В. С. Детская психология : учебное пособие / В. С. Мухина, под ред. Л. А. Венгера. – Москва : Логос, 2012. – 230 с. – Текст : непосредственный.
Недоспасова, В. А. Учимся наблюдать : Пособие по дошкольному воспитанию : учебное пособие / В. А. Недоспасова.– Тольятти : Центр медиаобразования, 2012. – 264 с. – Текст : непосредственный.
Осокина, Т. И. Воспитание физических качеств у детей дошкольного возраста : учебное пособие / Т. И. Осокина // Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», составитель А. В. Кенеман. – Москва : Логос, 2012. – 218 с. – Текст : непосредственный.
Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду : учебное пособие / Т. И. Осокина. – Москва : Наука, 2020. – 304 с. – Текст : непосредственный.
Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения : учебное пособие / Е. А. Сагайдачная, Т. Л. Богина, Т. С. Яковлева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2020. – № 3. – С. 16–28. – Текст : непосредственный.
Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 6–7 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. – Москва : Логос, 2021. – 76 с. – Текст : непосредственный.
Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие / Э. Я. Степаненкова. – Москва : Академия, 2020. – 368 с. – Текст : непосредственный.
Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : учебное пособие / Д. В. Хухлаева. – Москва : Академия, 2019. – 208 с. – Текст : непосредственный.