Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения
1.1. Проблема активности личности в обучении
1.2. Характеристика основных активных методов обучения
1.3. Методика использования активных методов обучения в начальных классах
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы повышения эффективности использования активных методов обучения в МБОУ СОШ №106 г. Сасово, 3 Б класс
2.1. Анализ использования активных методов обучения в МБОУ СОШ №106 г. Сасово, 3 Б класс
2.2. Методика организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения в МБОУ СОШ №106 г. Сасово, 3 Б класс
2.3. Анализ и оценка результатов опытной работы в МБОУ СОШ №106 г. Сасово, 3 Б класс
Заключение
Список использованной литературы
Цель современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих способностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании много положительных тенденций: существует разнообразие педагогических подходов к обучению младших школьников; у учителей есть свобода творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставляется возможность выбора педагогической системы. В то же время, на мой взгляд, в настоящее время теория и практика начального образования хочет быть гораздо лучше в методологическом и практическом плане, а что касается теории, то активные методы обучения и воспитания в начальных школах недостаточно описаны и еще меньше используются в педагогическом процессе в школах.
Проблема личностной активности в обучении является одной из наиболее актуальных как в психолого-педагогической науке, так и в педагогической практике.
Актуальность этой проблемы привела к выбору темы работы «активные методы обучения».
Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как чтение, письмо, решение, слушание и говорение, необходимы в жизни ребенка.
Каждый человек, вступающий в этот сложный и противоречивый мир, нуждается в определенных навыках мышления и личностных качествах. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение самосовершенствоваться и умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, независимым, уметь творить и сотрудничать – вот с чем нужно ребенку войти в этот мир. И моя задача – построить процесс обучения таким образом, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Мы понимаем, что учителю нужно не только рассказать и показать все в доступной форме, но и научить своего ученика думать, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Часто активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение той же информации с помощью технических средств обучения, компьютера, информационных технологий и резервных возможностей психики.
Цель работы – изучить использование активных методов обучения на уроках русского языка в МБОУ СОШ №106 г. Сасово, в З «Б» классе.
Объектом исследования являются активные методы обучения в начальной школе.
Предметом исследования – использование активных методов обучения на уроках русского языка в МБОУ СОШ №106 г. Сасово, в З «Б» классе.
Гипотеза исследования – развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения, если:
– учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
– деятельность воспроизводства будет характеризоваться стремлением обучающегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в изменившихся условиях;
– творческая деятельность школьников предполагает стремление к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решений проблем;
– учитель будет понимать важность использования активных методов обучения для развития и воспитания учащихся, владеть технологией включения активных методов обучения в педагогический процесс и осуществлять руководство ими.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему активности личности в обучении.
2. Дать характеристику основных активных методов обучения.
3. Проанализировать методику использования активных методов обучения в начальных классах.
4. Экспериментально изучить проблему повышения эффективности использования активных методов обучения в МБОУ СОШ №106 г. Сасово, 3 Б класс.
База исследования. МБОУ СОШ №106 г. Сасово, в З «Б» классе, расположенной по адресу: Рязанская область, город Сасово, улица Пушкина дом 106.
Структура работа. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения
1.1. Проблема активности личности в обучении
Проблема личностной активности в обучении является одной из наиболее актуальных как в психолого-педагогической науке, так и в педагогической практике.
Проблема личностной активности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего личностного развития и профессиональной подготовки требует фундаментального понимания важнейших элементов обучения (содержания, форм и методов) и утверждает, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение количества контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, в том числе школьника на уровне не только интеллектуального, но и, но личная и социальная активность.
Уровень личностной активности в обучении определяется его основной логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, которая во многом определяет не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первоначальное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т. е.
Существует 3 уровня активности:
– Активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами использования модели.
– Активность интерпретации – связана со стремлением школьника понять смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в изменившихся условиях.
– Творческая деятельность – предполагает стремление школьника к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решений проблем, интенсивное проявление познавательных интересов [1].
Теоретический анализ данной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают нас в том, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в процессе обучения, при которых школьник может занять активную личностную позицию, в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все вышесказанное приводит к понятию «активное обучение».
Сущность этого понятия А. Вербицкий трактует следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регулирующих, алгоритмизированных, запрограммированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
– принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания;
– достаточно длительный период вовлечения учащихся в учебный процесс, так как их деятельность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени стабильной и длительной (т. е. в течение всего урока);
– самостоятельное творческое принятие решений, повышение мотивации и эмоциональности учащихся [10].
Непрерывное взаимодействие между учеником и учителем с помощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активному мышлению и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая в основном направлена не на предъявление преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное приобретение школьниками знаний и умений в процессе активного мышления и практической деятельности.