ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы использования графической наглядности как средства формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся основной школы
1.1 Этапы формирования грамматических навыков при изучении иностранного языка
1.2 Трудности в овладении грамматической стороной речи на иностранном языке
1.3 Роль графических опор в обучении английскому языку учащихся основной школы
Выводы по Главе 1
Глава 2 Применение графических опор при формировании иноязычных грамматических навыков у учащихся основной школы
2.1 Упражнения на формирование грамматических навыков в системе уроков английского языка
2.2 Методические рекомендации по формированию грамматических навыков английского языка у учащихся основной школы
2.3 Анализ возможностей применения графических опор при формировании иноязычных грамматических навыков у учащихся основной школы на уроке английского языка
Выводы по Главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность исследования. Изучение иностранных языков составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Актуальность данной проблемы никогда не исчерпает себя, так как всегда будет тенденция к поиску наиболее эффективных форм обучения. В работе рассматриваются графические опоры при формировании грамматических навыков на примере учеников основной школы. В современном мире существует большое разнообразие методов и приемов обучения грамматике, и преподаватель сталкивается с проблемой выбора наиболее подходящей организации учебного процесса, способствующего развитию главной компетенции – умению учиться. Кроме того, важно учесть, что у большинства учеников выражена низкая мотивация и отсутствует интерес к изучению грамматики иностранного языка, так как для многих это скучный, сложный и длительный процесс. Поэтому данная работа включает в себя анализ использования графических опор как эффективный способ обучения, вовлечения учеников в образовательный процесс и формирования УУД.
Степень изученности темы исследования. Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Данной проблемой занимались следующие ученые: В.Г. Тимофеева, А.Б. Вильнер, Е.И. Пассов, В.П. Скалкин, П.Я. Гальперин, C.J., Brumfit, K. Johnson и др.
Объект исследования – формирование грамматических навыков учащихся основной школы.
Предмет исследования – использование графических опор при формировании грамматических навыков учащихся основной школы
Цель исследования – определить возможность использования графических опор при формировании грамматических навыков учащихся основной школы в изучении английского языка.
Задачи:
Рассмотреть этапы формирования грамматических навыков при изучении иностранного языка;
Определить трудности в овладении грамматической стороной речи на иностранном языке;
Выявить роль графических опор в обучении английскому языку;
Определить упражнения на формирование грамматических навыков в системе уроков английского языка
Сформировать методические рекомендации по формированию грамматических навыков английского языка у учащихся основной школы;
Проанализировать возможности применения графических опор при формировании иноязычных грамматических навыков у учащихся основной школы на уроке английского языка.
Методы исследования: метод научного описания, метод обобщения, структурного анализа собранного материала, упражнения.
Структура исследования: курсовая работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений.
Глава 1 Теоретические основы использования графической наглядности как средства формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся основной школы
1.1 Этапы формирования грамматических навыков при изучении иностранного языка
Одним из современных направлений в методике обучения иностранным языкам является коммуникативный подход, заключающийся в формировании грамматических навыков, подготовке учащихся к использованию грамматических структур речи в повседневной жизни.
Умение правильно сочетать слова, менять словосочетания — одно из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для выработки продуктивных навыков устной и письменной речи, но и для понимания чужой речи при аудировании и чтении.
Таким образом, грамматика — это один из аспектов обучения иностранному языку, это одновременно средство и условие коммуникативной деятельности. Практическая важность изучения грамматики определяется тем, что грамматика облегчает овладение иностранным языком. Мы знаем, что термин «грамматика» отражает два понятия: грамматическую структуру языка и науку о грамматической структуре [1; с.100].
Практическая задача обучения грамматике состоит:
• в обеспечении учащихся овладением грамматическим строем языка (грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме, понимания их при чтении и на слух).
• в сообщении знания о строе английского языка (теоретические правила) [4; с.121].
В последние годы наблюдается рост практической направленности обучения грамматике, что выражается в четком выборе грамматического минимума, в более рациональном использовании учебного времени, в выборе экономичных и эффективных способов объяснения грамматики, в обильном обучении с помощью целевых упражнений, с использованием технических средств обучения.
Грамматическая работа создает благоприятные условия для решения учебных и воспитательных задач. Школьники узнают новые факты и явления, не характерные для их родного языка. Примером может служить, например, категория множественного числа существительного, система глагольных форм глагола, порядок слов в предложении и так далее.
Изучение грамматических явлений, имеющих аналогии на родном языке, помогает лучше понять грамматическую структуру родного языка. Работа над грамматикой развивает у школьников логическое мышление, их способность наблюдать, способность анализировать и синтезировать, а также увеличивает объем памяти. Поэтому, обучая грамматике, мы помогаем всесторонне развивать личность учащихся, что является целью современной системы образования и обучения.
Обучение грамматической стороне речи, пожалуй, самая обсуждаемая тема в методологии. И все же учащимся не хватает грамматических навыков.
Перейдем непосредственно к грамматике. Согласно определению Е. Пассова, «грамматический навык — это синтезированная деятельность, заключающаяся в выборе подходящей модели для голосового задания в данной ситуации и в правильном построении вокальной единицы любого уровня, выполняемой в параметрах. умения и являться одним из условий осуществления речевой деятельности» [12; с.240].
Поскольку грамматика включает в себя морфологию и синтаксис, среди грамматических навыков выделяют морфологические и синтаксические речевые навыки.
Морфологические навыки обеспечивают правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. К ним относятся, например, навыки правильного употребления личных окончаний глаголов и так далее.
Синтаксические навыки отвечают за стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в устной речи; то есть, навыки владения основными синтаксическими схемами.
Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) /Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Икар, 2009. — 448 с.
Английский язык 7 класс / Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Стрельникова О.В. М.: Просвещение, 2016 – 57 с.
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 336 с.
Гусева А. А. Что такое грамматика? (грамматика как философская проблема) // Vox. Философский журнал. — 2014. — № 16. — С. 1–10.
Жерновая О. Р. Грамматический строй языка как выражение культурного компонента нации (на материале английского и русского языков) // Вестник ННГУ. — 2008. — С. 238–240.
Зененко Г. П. К вопросу о понятии системы и структуры в языке // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2008. — № 8. — С. 18–20.
Знаменская Т. А. Формирование двуязычной компетенции при изучении иностранного языка // Образование и наука. — 2013. — С. 95–104.
Колобаев В. К. Психологические аспекты обучения грамматике английского языка // Символ науки. — 2016. — С. 197–199.
Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А.В. Конышева. – Мн.: Издательство «четыре четверти», 2005. — С. 90–105.
Корбина Н. А. Порядок слов в английском предложении // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2006. — С. 75.
Лобановская А. А. Особенности когнитивного процесса усвоения второго иностранного языка // Филологический аспект — 2017.— №1. — С. 9
Медведева, Н.Е. Коммуникативный метод обучения и профессиональная компетенция преподавателя. //Современные теории и методы обучения иностранному языку. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка / Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2007. – 253с.
Миролюбов, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. А. Миролюбов, И. В. Рахманова. – М.: Просвещение, 2001. – 246 с.
Ниязова, А.Е. Игра как средство активизации учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы при овладении говорения на английском языке. //Методики обучения иностранным языкам в средней школе. – СПб.: КАРО, 2006. — С. 25–35.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. — Ростов н/Д: Феникс, М.: Глосса-Пресс, 2010. — с. 400
Савельева О. Е. Пути использования положительного переноса при обучении вопросительным предложениям на начальном этапе изучения английского языка // Вестник ВГУ. — 2017. — С. 163–166.
Старков, А. П. Обучение английскому языку в средней школе: методическое пособие к серии учебно-методических комплексов для 5-10 классов / А. П. Старков. – М.: Просвещение, 2006 – 224 с.
Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам / А.Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2006.
Тимофеева, П. В. Трудности грамматической системы английского языка для русскоговорящих обучающихся и их преодоление / П. В. Тимофеева [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 278-283. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/281/63324/ (дата обращения: 07.12.2020).
Чеклецова, Е. И. Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе / Е. И. Чеклецова, Е. В. Томилова [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 74-75. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27893/ (дата обращения: 07.12.2020).
Формирование грамматических навыков на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Инфоурок. Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 07.12.2020).