Современная мировая тенденция, которая наиболее ярко проявляется, – это глобальная цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества. Эти процессы системны и затрагивают не только перевод информации в «цифру», но и распространение цифровых образцов и решений в области экономики, управления, банковской деятельности, развития инфраструктуры и просто человеческого поведения. В 2005 г. в России началась поэтапная цифровизация образовательных систем на всех уровнях, в том числе и школьного образования, включая начальную школу. Процессы информатизации и цифровизации происходили не стихийно, а с применением инструментов государственного управления. В частности, с 2018 г. в стране действует федеральный проект «Цифровая образовательная среда», стратегической целью которого является формирование в России к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая позволит обеспечить качество образования школьников и студентов, соответствующее запросам общества и экономики [8; 22].
Ученые отмечают наличие «разрыва» или противоречия между поколением доцифровой эпохи, испытывающим трудности в освоении цифровых технологий и работе с современным цифровым оборудованием, и молодежью – «цифровым поколением, которое не готово вернуться в доцифровую эпоху» [6, с.29]. Поэтому сегодня возникло и развивается отдельное специализированное направление теории обучения - «цифровая дидактика», которая изучает и проектирует педагогический потенциал цифровых средств обучения по отношению к «цифровым детям» в условиях цифрового общества и цифровой экономики. С конца 2020 г. в России проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в общеобразовательных школах [1]. Все изложенное в полной мере относится и к начальной школе, в которой преподавание учебного предмета «Окружающий мир» должно быть перестроено на основе цифровых информационно-коммуникационных (IT) технологий.
Таким образом, актуальность проблем использования цифрового оборудования на уроках окружающего мира обусловлена как социальным запросом российского общества, так и потребностями обновления и развития образовательных технологий в системе общего образования.
Объект исследования - педагогический процесс в начальной школе в условиях информатизации образования и его отражение в публикациях и методических разработках.
Предмет исследования – условия эффективного использования цифрового оборудования в учебном процессе по курсу «Окружающий мир».
Тема курсовой работы: Использование современного цифрового оборудования на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель курсовой работы – выявить возможности и ограничения, а также существующий педагогический опыт использования современного цифрового оборудования на уроках окружающего мира в начальной школе.
Указанная цель достигается с помощью решения следующих задач:
- изучить психологические особенности младшего школьного возраста и основные положения «цифровой дидактики», которые раскрывают специфику обучения в условиях цифровой образовательной среды;
- определить возможности и ограничения предмета «Окружающий мир» для использования современного цифрового оборудования;
- обобщить педагогический опыт применения современного цифрового оборудования на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и методических разработок по теме исследования, обобщение, сравнение и сопоставление, конкретизация.
Практическая значимость определяется тем, что систематизированные материалы по применению цифрового оборудования на уроках окружающего мира могут быть использованы в начальной школе для повышения качества обучения и развития познавательного интереса младших школьников.
ГЛАВА 1. теоретические основы ИСПОЛЬЗОВАНИя СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста как предпосылка актуализации принципа наглядности обучения в начальной школе
Младший школьный возраст выступал предметом исследования многих отечественных психологов и педагогов. Широко известны классические работы исследователей, составляющих «научные школы» А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, А.Л. Венгера, И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и других выдающихся российских педагогов и психологов [4; 5; 15]. В соответствии с принятой сегодня возрастной периодизацией развития личности, младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
Младшие школьники, независимо от их индивидуально-психологических качеств, имеют некоторые общие психологические особенности, обусловленные возрастными характеристиками, а также социальной ситуацией сложившегося «широкого» окружения. Анализ данного возрастного периода по классической психологической схеме Б.Д. Эльконина «ведущий вид деятельности - социальная ситуация развития – новообразования личности» позволяет кратко охарактеризовать группу детей младшего школьного возраста следующим образом:
- ведущий вид деятельности: учебная деятельность;
- социальная ситуация развития: обучение в начальной школе, вхождение в детские коллективы;
- личностные новообразования: произвольность деятельности и реакций, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия [4].
Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность, однако у детей младшего школьного возраста остаётся потребность в игровой деятельности, которая еще некоторое время остается важным фактором психического развития ребенка. Можно утверждать, что к 10-11 годам завершается переход младшего школьного от преимущественно игровой к преимущественно учебной деятельности.
По оценкам психологов, наиболее характерны для данного возрастного периода следующие виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и несколько позже - словесно-логическое. Наглядность остается основным принципом результативного освоения знаний и навыков в начальной школе. По оценкам психологов, «наглядно-образное мышление – это мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами» [15, с. 76].
В этот возрастной период происходит постепенный переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Поэтому обучение в начальной школе проектируется таким образом, чтобы стимулировать и педагогически обеспечить этот переход. В 1-2 классах (возраст детей - 7-8 лет) во многих методиках и разработках уроков доминируют наглядные образцы заданий, а к 3 классу (9 лет) объем такого рода учебных задач сокращается, они дополняются сначала простейшими, а потом все усложняющимися словесно-логическими схемами мышления.
Память учащихся начальной школы как особой возрастной группы также имеет наглядно-образный характер. Лучше всего запоминается интересующий младшего школьника, яркий, эмоционально окрашенный и конкретный учебный материал. Психологи указывают на наглядно-действенный тип запоминания, который более эффективен в этом возрасте, чем словесно-логический [5].
Что касается внимания, то в многочисленных психологических исследованиях и наблюдениях учителей-практиков убедительно доказано, что младший школьник способен долго удерживать свое внимание и быть познавательно активным только в отношении предметов и объектов, вызывающих его интерес. И хотя к концу рассматриваемого возрастного периода младшие школьники уже в какой-то мере могут произвольно регулировать свою деятельность, все же в их психике преобладает непроизвольное внимание.
Социальная ситуация развития, в которую «погружены» младшие школьники, независимо от их семейных обстоятельств, специфики ближайшего окружения, тесно связана с цифровизацией окружающего пространства и всех сфер деятельности и досуга. Как известно, современные дети имеют дело с многообразными цифровыми инструментами («гаджетами») уже с раннего возраста. Все педагоги начальной школы знают, что, поступая в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на планшете, ноутбуке, многие пользуются цифровыми сервисами своих телефонов.
Ряд ученых, кроме возрастных особенностей, указывают на социально-психологическую специфику детей, приходящих в школу в 10-20 годы XXI века. Данное поколение обозначено в ряде исследований термином «поколение Z», основной его особенностью считается развитие личности в условиях цифровой среды [11; 20].