Введение
Глава 1. 1 Теоретические основы использования технических средств
1.1 Понятие технических средств обучения
1.2 Технические средства обучения на уроках окружающего мира: виды и особенности
Глава 2. Методические аспекты применения технических средств обучения на уроках окружающего мира
2.1 Применение технических средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
2.2 Психолого-педагогическое обоснование применения технических средств обучения на окружающем мире
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы – одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, а работа с ним для учащихся – это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала.
Для повышения уровня подачи, усвоения и закрепления материала на уроках окружающего мира, необходимо использовать всевозможные средства наглядности. Именно от их качества зависит и существенно повышается эффективность обучения. Не все учителя утруждают себя в использовании наглядных и технических средств. Некоторые педагоги боятся их использовать или просто не знают, как они работают. В этих случаях большая часть учащихся плохо усваивает материал, теряет интерес к предмету. В итоге не развиваются многие свойства личности ребёнка или развиваются недостаточно для последующего обучения в средней школе. Другая проблема возникает, когда учителя слишком увлекаются в использовании наглядности.
Тогда у детей затормаживается развитие абстрактного мышления, так как обилие средств наглядности отвлекает детей от главного в теме исследования и рассеивает внимание детей. Использование большого количества наглядных средств возможно тогда, когда рассматриваемое явление необходимо раскрыть с разных сторон, в этом случае использование множества средств наглядности оправдано. Обучающие наглядные и технические средства играют большую роль, во время использования они обеспечивают совместную деятельность различных анализаторов, тогда информация в мозг поступает по различным каналам и эффективность обучения существенно повышается.
В последнее время появились два противоречия: большие требования к программному содержанию и однообразие используемых средств наглядности. Последнее противоречие и послужило основанием для выбора темы исследования и определило её актуальность. Она заключается в выявлении противоречий между требованиями общества к высокому уровню обучения и реальному состоянию педагогической практики по вопросам использования технических средств обучения на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: использование технических средств обучения на уроках окружающего мира.
Цель исследования: исследовать особенности применения технических средств обучения на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, определить значение технических средств обучения в системе начального образования;
- изучить методику применения технических средств обучения в начальной школе;
- выявить особенности применения технических средств обучения в начальной школе на уроках окружающего мира.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. 1 Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1 Понятие технических средств обучения
Важной разновидностью методов научного познания являются технические средства. Включение их в круг знаний и умений, подлежащих усвоению при изучении, оптимально подходит для выполнения социального заказа школе, училищу, высшему учебному заведению и способствует решению многих задач обучения и воспитания: преодолению формализма в знаниях учащихся; развитию их мышления; формированию убеждений в познаваемости окружающего мира; формированию умений и навыков анализировать информацию, отличать научное знание от голословных утверждений; формированию научного стиля мышления. Учебные курсы предоставляют широкие возможности для обучения техническим методам познания [15].
Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, которые применяются в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройства (т. е. аппаратура) и дидактические средства обучения (т. е. носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Одними из наиболее главных требований, предъявляемыми к техническим средствам обучения являются требования:
- функциональнoсти – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы;
- педагогичности – соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями;
- эргономичности – удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования;
- эстетичности – гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность);
- целостность композиции, товарный вид;
- экономичность – относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.
Выделяют следующие виды технических средств [20]:
Средства для передачи учебной информации
Сюда относятся ПК, интерактивные доски, проекторы, видео и аудио аппаратура, диапроекторы, графопроекторы, телевизоры и др. Они помогают преобразовывать информацию в ту форму, которая будет простой и доступной для восприятия учащимися;
Средства для контроля знаний.
Сюда входят различные программные продукты, используемые на специальном оборудовании: ПК, интерактивная доска, проектор. Они предполагают тестовые задания, упражнения, которые выполняют учащиеся в течение ограниченного времени. Затем оценивается правильность ответов и скорость, на основании чего делается вывод об уровне развития учащегося в конкретной области, сформированности у него различных компетентностей;
Средства самообучения.
Они так же представляют собой программные продукты, ориентированные на представление учебной информации в электронном виде, воспроизводимой на специальных технических устройствах: ПК и иные гаджеты. Они представляют учебную информацию частями, в дозированном виде и включают средства контроля знаний т.е. после завершения темы или курса идут вопросы, задания, упражнения, тесты по пройденному материалу.
Обучающие программы линейного, разветвленного и комбинированного типов.