Введение
Глава 1. Становление духовного образования в России в XVIII веке.
1.1. Возникновение духовных семинарий
1.2. Содержание образования и воспитания в духовных школах XVIII столетия
Глава 2. Развитие духовного образования в России в XIX веке
2.1. Реформирование духовных школ в начале XIX века
2.2. Эволюция духовного образования в России во второй половине XIX века
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Духовное образование всегда было и остается одним из важнейших аспектов жизни Церкви: в духовных академиях н семинариях формируется епископат, духовенство, решаются научно- богословские и церковно-практические проблемы. В синодальную эпоху духовное образование занимало важное место в жизни Российской империи, в духовных школах проходила подготовка иконописцев, миссионеров, учителей церковно- приходских шкод. Ключевое течение в духовно-учебной системе, сформированной в начале XIX в., имело ее высшую ступень — четыре духовные академии (Санкт-Петербургская, Московская. Киевская, Казанская), которые не только обеспечивали всю систему педагогическими кадрами, но и научными, экспертно-методическими и учебно-административными центрами. В Российской империи только в духовных академиях можно было получить православное высшее богословское образование. Духовные академии представляют неотъемлемую часть отечественной духовной культуры и науки.
Особую важность для развития высшей духовной школы в России имела вторая половина XIX в. Этот период можно назвать определяющим для высшего духовного образования и богословской науки в России.
К этому времени государство, общество, наука поставили перед высшей духовной школой ряд сложных вопросов, на который надо было дать адекватный ответ. Пристальное внимание было обращено на систему воспитания достойных и образованных пастырей, перспектива использования выпускников духовных школ в системе школьного образования выдвигала особые требования к их подготовке. Новые тенденции в светской высшей школе не могли обойти и духовные академии. Пришлось оценить их полезность и допустимость для духовного образования, адаптировать или выдвинуть альтернативные образовательные принципы при разработке реформы университетов, стимулировала формирование новых духовно- учебных компетенций. Бурное развитие науки повысило требования, предъявляемые к богословию, научные открытия окатывали влияние на мировое мнение образованного общества и требовали богословской экспертизы. С новой силой встал вопрос о месте богословия в системе научного образования и его взаимоотношениях со смежными научными областями. Катализатором решения всех этих вопросов служили общие преобразования, проводимые в те годы в государственной и церковной жизни.
С другой стороны, сама высшая духовная школа, созданная в начале XIX в. как особая ступень со своими задачами, принципами, методами преподавания, к концу XIX в. созрела для постановки и решения вопросов более высокого ранга.
Предметом изучения в данной работе является религиоведение.
Объектом изучения в данной работе является развитие духовного образования в России.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить становление духовного образования в России в XVIII веке;
- изучить возникновение духовных семинарий;
- описать содержание образования и воспитания в духовных школах XVIII столетия;
- отследить развитие духовного образования в России в XIX веке;
- изучить реформирование духовных школ в начале XIX века;
- описать эволюцию духовного образования в России во второй половине XIX века.
Глава 1. Становление духовного образования в России в XVIII веке.
1.1. Возникновение духовных семинарий
Духовно-учебные заведения - специализированные учебные заведения, готовят служителей религиозных культов и дают богословское образование.
Разделяются на три категории. К высшим духовным учебным заведени-ям относятся теологические (богословские) университеты и институты, академии; к средним – духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи (христианские), медресе (бывают также высшими), иешиботы и иешивы (иудаистские) и др.; к низшим - Духовно-учебным-заведениям различных наименований. [1]
С возникновением христианства появились Духовно-учебные-заведения нового типа: в Александрии (Египет) - первая катехизическая школа (конец II века), в Иерусалиме, Риме и других городах Римской империи - епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного Писания). Постепенно сложилась система христианских Духовно-учебных заведений: архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пасторско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. С организацией в Западной Европе университетов (XII век) в них стали учреждаться богословские факультеты.
На Руси первое упоминание о Духовно-учебных заведениях относится ко времени правления Ярослава Владимировича Мудрого. В последующие столетия подготовка клириков осуществлялась при монастырях и архиерейских дворах, а со второй половины XVI века в братских школах.
В первой половине XVII века появляется первая богословская школа - Киевская духовная академия. В конце XVII века в Москве основана Славяно-греко-латинская академия. Во второй четверти XVIII века архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями. С конца XVIII века подготовка служителей культа осуществлялась в Санкт-Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797 году). С 1814 года стала действовать Московская духовная академия.
В 1913 году функционировали 4 академии (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Киевская духовная академия и Казанская духовная академия), 57 духовных семинарий, 186 духовных училищ. До 1917 года в России существовали римско-католическая академия, католические коллегии и семинарии, а также протестантский богословский факультет Юрьевского университета.
В начале XXI века в РПЦ действуют 5 духовных академий (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Киевская духовная академия, Минская духовная академия, Кишинёвская духовная академия; срок обучения 4 года), 2 богословских университета (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Иоанно-Богословский православный университет; Москва, срок обучения 6 лет), 37 семинарий (срок обучения 4 года), 38 духовных училищ (срок обучения от 2 до 4 лет), одни пастырские курсы (срок обучения 2 года).
В начале XXI века самую большую сеть Духовно-учебных-заведений всех типов имеет католическая церковь: семинарии и лицеи; теологические университеты и факультеты при государственных университетах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное с принятием сана; папские академии и учебные заведения специального (высшего) типа, готовящие прелатов высшего ранга, церковных дипломатов, руководящие и научные кадры Церкви и др.
В начале XXI века в России существует высшая католическая духовная семинария «Мария - Царица Апостолов» (основана в 1993 году в Москве, с 1995 года - в Санкт-Петербурге), целью которой является подготовка к священству кандидатов из 4 российских католических епархий, а также из других католических епархий и монашеских орденов и конгрегаций (срок обучения 6 лет). Кроме того, в Москве действует Институт философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского, готовящий специалистов в области религиоведения (срок обучения 5,5 лет).
Первый этап - с начала XIX века до 1917 года - охватывает собой пери-од начала становления и развития дореволюционной историографии профессионального церковного образования в России. На протяжении всего периода шел поиск идей и подходов к историографической оценке церковнообразовательных проблем.[2]
В вышедших в этот период трудах по истории Русской Церкви ре-формы, проводимые в области церковного образования, рассмотрены схематично, отсутствуют ссылки на источники и литературу. В исторических очерках С.Г. Рункевича и П.В. Верховского, учебном курсе А.П. Доброклонского отмечаются основные черты церковно-учебных реформ, но дается лишь официальная формулировка причин и итогов их проведения, результаты развития богословской науки рассматриваются обзорно и фрагментарно, анализ проблем, возникающих в богословских исследованиях, практически отсутствует.
Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. - М., 1986.
Бриллиантов А.И. Профессор Иван Васильевич Чельцов. Биографический очерк. - СПб., 1911;
Вишленкова Е.А. Духовная школа России первой четверти XIX века. - Казань, 2019;
Воробьев И.В. Реформы духовных академий 1905-1911 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2017;
Всеподданейший отчет за 1888 - 1889 годы / Обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев по ведомству православного исповедания. - СПб.: Синодальная типография, 1891.
Введенский А.И. Протоиерей Ф.А. Голубинский, как профессор философии // Богословский вестник. - 1897. - № 12. - С. 483-507;
Глубоковский Н.Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1895-1899) // Христианское чтение. - 1909. - № 3. - С. 421-440.
Всего 20 источников