Курсовая работа|История

История церковно-приходских школ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 44

Введение

Глава 1. Становление духовного образования в России в XVIII веке.

1.1. Возникновение духовных семинарий

1.2. Содержание образования и воспитания в духовных школах XVIII столетия

Глава 2. Развитие духовного образования в России в XIX веке

2.1. Реформирование духовных школ в начале XIX века

2.2. Эволюция духовного образования в России во второй половине XIX века

Заключение

Список литературы

 

 

Актуальность исследования. Духовное образование всегда было и остается одним из важнейших аспектов жизни Церкви: в духовных академиях н семинариях формируется епископат, духовенство, решаются научно- богословские и церковно-практические проблемы. В синодальную эпоху духовное образование занимало важное место в жизни Российской империи, в духовных школах проходила подготовка иконописцев, миссионеров, учителей церковно- приходских шкод. Ключевое течение в духовно-учебной системе, сформированной в начале XIX в., имело ее высшую ступень — четыре духовные академии (Санкт-Петербургская, Московская. Киевская, Казанская), которые не только обеспечивали всю систему педагогическими кадрами, но и научными, экспертно-методическими и учебно-административными центрами. В Российской империи только в духовных академиях можно было получить православное высшее богословское образование. Духовные академии представляют неотъемлемую часть отечественной духовной культуры и науки.

Особую важность для развития высшей духовной школы в России имела вторая половина XIX в. Этот период можно назвать определяющим для высшего духовного образования и богословской науки в России.

К этому времени государство, общество, наука поставили перед высшей духовной школой ряд сложных вопросов, на который надо было дать адекватный ответ. Пристальное внимание было обращено на систему воспитания достойных и образованных пастырей, перспектива использования выпускников духовных школ в системе школьного образования выдвигала особые требования к их подготовке. Новые тенденции в светской высшей школе не могли обойти и духовные академии. Пришлось оценить их полезность и допустимость для духовного образования, адаптировать или выдвинуть альтернативные образовательные принципы при разработке реформы университетов, стимулировала формирование новых духовно- учебных компетенций. Бурное развитие науки повысило требования, предъявляемые к богословию, научные открытия окатывали влияние на мировое мнение образованного общества и требовали богословской экспертизы. С новой силой встал вопрос о месте богословия в системе научного образования и его взаимоотношениях со смежными научными областями. Катализатором решения всех этих вопросов служили общие преобразования, проводимые в те годы в государственной и церковной жизни.

С другой стороны, сама высшая духовная школа, созданная в начале XIX в. как особая ступень со своими задачами, принципами, методами преподавания, к концу XIX в. созрела для постановки и решения вопросов более высокого ранга.

Предметом изучения в данной работе является религиоведение.

Объектом изучения в данной работе является развитие духовного образования в России.

В данной работе необходимо решить ряд задач:

- изучить становление духовного образования в России в XVIII веке;

- изучить возникновение духовных семинарий;

- описать содержание образования и воспитания в духовных школах XVIII столетия;

- отследить развитие духовного образования в России в XIX веке;

- изучить реформирование духовных школ в начале XIX века;

- описать эволюцию духовного образования в России во второй половине XIX века.

 

Глава 1. Становление духовного образования в России в XVIII веке.

1.1. Возникновение духовных семинарий

Духовно-учебные заведения - специализированные учебные заведения, готовят служителей религиозных культов и дают богословское образование.

Разделяются на три категории. К высшим духовным учебным заведени-ям относятся теологические (богословские) университеты и институты, академии; к средним – духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи (христианские), медресе (бывают также высшими), иешиботы и иешивы (иудаистские) и др.; к низшим - Духовно-учебным-заведениям различных наименований. [1]

С возникновением христианства появились Духовно-учебные-заведения нового типа: в Александрии (Египет) - первая катехизическая школа (конец II века), в Иерусалиме, Риме и других городах Римской империи - епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного Писания). Постепенно сложилась система христианских Духовно-учебных заведений: архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пасторско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. С организацией в Западной Европе университетов (XII век) в них стали учреждаться богословские факультеты.

На Руси первое упоминание о Духовно-учебных заведениях относится ко времени правления Ярослава Владимировича Мудрого. В последующие столетия подготовка клириков осуществлялась при монастырях и архиерейских дворах, а со второй половины XVI века в братских школах.

В первой половине XVII века появляется первая богословская школа - Киевская духовная академия. В конце XVII века в Москве основана Славяно-греко-латинская академия. Во второй четверти XVIII века архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями. С конца XVIII века подготовка служителей культа осуществлялась в Санкт-Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797 году). С 1814 года стала действовать Московская духовная академия.

В 1913 году функционировали 4 академии (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Киевская духовная академия и Казанская духовная академия), 57 духовных семинарий, 186 духовных училищ. До 1917 года в России существовали римско-католическая академия, католические коллегии и семинарии, а также протестантский богословский факультет Юрьевского университета.

В начале XXI века в РПЦ действуют 5 духовных академий (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Киевская духовная академия, Минская духовная академия, Кишинёвская духовная академия; срок обучения 4 года), 2 богословских университета (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Иоанно-Богословский православный университет; Москва, срок обучения 6 лет), 37 семинарий (срок обучения 4 года), 38 духовных училищ (срок обучения от 2 до 4 лет), одни пастырские курсы (срок обучения 2 года).

В начале XXI века самую большую сеть Духовно-учебных-заведений всех типов имеет католическая церковь: семинарии и лицеи; теологические университеты и факультеты при государственных университетах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное с принятием сана; папские академии и учебные заведения специального (высшего) типа, готовящие прелатов высшего ранга, церковных дипломатов, руководящие и научные кадры Церкви и др.

В начале XXI века в России существует высшая католическая духовная семинария «Мария - Царица Апостолов» (основана в 1993 году в Москве, с 1995 года - в Санкт-Петербурге), целью которой является подготовка к священству кандидатов из 4 российских католических епархий, а также из других католических епархий и монашеских орденов и конгрегаций (срок обучения 6 лет). Кроме того, в Москве действует Институт философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского, готовящий специалистов в области религиоведения (срок обучения 5,5 лет).

Первый этап - с начала XIX века до 1917 года - охватывает собой пери-од начала становления и развития дореволюционной историографии профессионального церковного образования в России. На протяжении всего периода шел поиск идей и подходов к историографической оценке церковнообразовательных проблем.[2]

В вышедших в этот период трудах по истории Русской Церкви ре-формы, проводимые в области церковного образования, рассмотрены схематично, отсутствуют ссылки на источники и литературу. В исторических очерках С.Г. Рункевича и П.В. Верховского, учебном курсе А.П. Доброклонского отмечаются основные черты церковно-учебных реформ, но дается лишь официальная формулировка причин и итогов их проведения, результаты развития богословской науки рассматриваются обзорно и фрагментарно, анализ проблем, возникающих в богословских исследованиях, практически отсутствует.

Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. - М., 1986.

Бриллиантов А.И. Профессор Иван Васильевич Чельцов. Биографический очерк. - СПб., 1911;

Вишленкова Е.А. Духовная школа России первой четверти XIX века. - Казань, 2019;

Воробьев И.В. Реформы духовных академий 1905-1911 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2017;

Всеподданейший отчет за 1888 - 1889 годы / Обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев по ведомству православного исповедания. - СПб.: Синодальная типография, 1891.

Введенский А.И. Протоиерей Ф.А. Голубинский, как профессор философии // Богословский вестник. - 1897. - № 12. - С. 483-507;

Глубоковский Н.Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1895-1899) // Христианское чтение. - 1909. - № 3. - С. 421-440.

Всего 20 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2011 год 25 стр.
Курсовая Школьное историческое образование в СССР
Telesammit
Курсовая работа История
2020 год 31 стр.
История слободы «Кукарка» до середины XIX века
antiplagiatpro
Курсовая работа История
2016 год 31 стр.
История развития дискотек

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское